Искать виновного в том, что парень стал инвалидом, полиция больше не собирается, сообщает Ratel.kz
1 сентября 2020 года в 11.30 на АЗС "Алатау" по улице Центральной в посёлке Заречный-3 прогремел взрыв. Взорвалась цистерна, которую привезли на АЗС и планировали использовать под резервуар для горючего. Как выяснилось, когда рабочий Жаслан МУСТАФА пытался приварить трубу к цистерне, в которой оставались пары бензина, в нее попала искра от болгарки. Жаслан, как потом признались врачи его отцу, выжил чудом. У парня был ожог 70% поверхности тела. В реанимации между жизнью и смертью он пролежал 14 дней с ожогами 2-3 степени, которые, по заключению медиков, нанесли, тяжкий вред здоровью Жаслана.
- После такого обычно не выживают, на нём живого места не было, ваш сын горел, как факел, нередко умирают и с меньшей площадью ожогов, - сказали медики Ертаю АГУПОВУ, отцу Жаслана.
Полиция сразу же возбудила уголовное дело по факту взрыва. Жаслан требовал привлечь к ответственности руководство ТОО "JS Asia", именно директор этого ТОО Сергей ИШКЕНОВ нанял парня работать на АЗС. Также потерпевший настаивал, чтобы дело возбудили и на собственников заправки ТОО "West Petroleum Group", ведь они должны были обеспечить безопасное рабочее место. Видя, как городской отдел полиции номер 4 (ГОП №4) расследовал это дело, отец Жаслана нанял адвокатов, чтобы они отстаивали интересы его сына.
- Я сам стал за это время специалистом по технике безопасности, а заодно и убедился, как полиция расследует подобные дела, и увидел, что такое полицейская волокита, – говорит Ертай Агупов.
По ТОО "West Petroleum Group" полиция дело возбуждать даже не стала.
Как говорит отец потерпевшего и как потом установит проверка, в нарушение всех правил безопасности в тот день использовали искрообразующий инструмент (болгарку). Кроме этого, Жаслана допустили к труду без квалификационного удостоверения и без обязательного в таких случаях обучения и инструктажа по промышленной и пожарной безопасности.
- Моего сына просто не должны были допустить к работе, тогда бы он не пострадал. Но тем, кто его нанял, было это неважно. Никто и не думал про технику безопасности и противопожарные правила. Если в ТОО "JS Asia" о них и знали, то в тот день просто проигнорировали. К владельцам заправки тоже немало вопросов осталось, я полагаю, с их стороны тоже нарушения серьёзные были, - уверен отец Жаслана.
Как установили адвокаты чудом выжившего парня, при подобных работах руководитель ТОО "West Petroleum Group" должен был дать письменное разрешение о месте проведения временных огневых работ, кроме этого, парню должны были оформить наряд-допуск на проведение огневых работ, согласованный с представителем пожарной охраны. Этого не было. Также не оказалось положенных в таких случаях справок по результатам анализа контрольного забора воздуха в месте проведения работ - на АЗС. Не было акта о готовности цистерны к ремонту. По правилам, в целях безопасности цистерну, которая взорвалась, должны были пропарить водяным паром, промыть тёплой водой, продуть инертным газом и проверить, есть ли там пары топлива, с помощью газоанализатора. Судя по тому, что цистерна взорвалась, ничего этого сделано не было. Отец обгоревшего парня с документами в руках убеждал следователя, что в день трагедии те, кто послал его сына на работу, нарушили все, что было можно: "Правила пожарной безопасности", утвержденные постановлением правительства в 2014 году, технический регламент "Общие требования к пожарной безопасности", "Правила обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов в нефтехимической, нефтеперерабатывающей отраслях, нефтебаз и автозаправочных станций", Трудовой кодекс, Закон "О гражданской защите".
Потерпевший настаивал, что руководство ТОО "West Petroleum Group" и ТОО "JS Asia" надо привлечь по двум статьям УК "Нарушение правил охраны труда" и "Нарушение требований пожарной безопасности". Но полиция почему-то сосредоточилась лишь на действиях руководства "JS Asia", да и то, по словам Жаслана, не торопилась искать истину и установить виноватых.
- О происшествии ТОО "West Petroleum Group" и ТОО "JS ASIA" не сообщили сразу ни в департамент ЧС, ни в инспекцию по труду. Только через три дня, после жалобы родителей в акимат и облздрав, об этом узнала инспекция. После того, как инспекция начала расследование, его быстро прекратили. Потому что, как нам сказали - мораторий на проверки малого бизнеса. Получается, что мораторий важнее жизни и здоровья человека! Только после наших жалоб управление по труду проверку продолжило, - рассказывает Жаслан.
С большим скрипом работала и полиция.
- Буквально с боем мы приобщали каждый документ в нашу пользу к материалам дела, чуть ли не заставляли проводить следственные действия, – рассказывает Ертай Агупов.
После жалоб в прокуратуру полиция начинала работать активнее, но потом всё опять затягивалось. После долгого расследования дознаватель прекратила дело. Полиция пришла к выводу, что потерпевший в тот день сам пришёл на АЗС и стал приваривать трубу к цистерне. По собственной инициативе, никто его об этом не просил. Формальной причиной для прекращения дела стало то, что потерпевший не находился в трудовых отношениях с "JS Asia" - трудовой договор с Жасланом официально, на бумаге, не был оформлен. И это несмотря на то, что Управление по инспекции труда Актюбинской области после проверки происшествия дало заключение - потерпевший Жаслан Мустафа состоял в трудовых отношениях с "JS Asia". По Трудовому кодексу трудовые отношения считаются возникшими с того дня, когда работник приступил к работе, и то, что произошло 1 сентября 2020 года - это "несчастный случай на производстве с тяжёлым исходом", пришла к выводу после изучения всех обстоятельств дела областная инспекция по труду.
"Несчастный случай произошёл в рабочее время на участке АЗС при выполнении порученного задания работодателя", - сказано в заключении инспекции.
На основании материалов дела инспекция пришла к выводу, что в том, что произошло 1 сентября 2020 года на АЗС - 100-процентная вина работодателя. А причиной взрыва стало то, что не было инструктажа по безопасности и охране труда, не было у работника средств индивидуальной защиты. Четко установила инспекция и того, кто виновен в случившемся – директор ТОО "JS Asia" - Сергей Ишкенов.
Но полиция ничего криминального в действиях Ишкенова не усмотрела и к ответственности его привлекать не стала. Отказ продолжать расследование правоохранительные органы мотивировали тем, что Ишкенов не рассматривал Жаслана Мустафу как работника, "а лишь нанял последнего для выполнения определённого вида работ".
Жаслан с отцом стали писать жалобы прокурорам. Прокуратура направило это дело на новое расследование. Но как только дело попало в полицию, следствие снова загллохло.
По словам Жаслана и его отца, об этом деле полицейские вспоминали только после их жалоб в прокуратуру.
- Мне отвечали, что дознаватель занята, что у неё и без нашего дела хватает дел. Мы жаловались в прокуратуру, там давали указание полиции, чтобы они наконец начали работать. Но… нам приходилось чуть ли не с боем брать ГОП №4. Прокуроры каждый раз в ответ на наши жалобы писали, что ход расследования они взяли на контроль, но на самом деле результатов этого прокурорского контроля мы не видели. Прокуроры каждый раз признавали факт волокиты со стороны дознавателя…Один раз нам в полиции, уже устав от нас, ответили, что не могут вести следствие из-за того, что у полиции … нет доступа к материалам дела! Представляете! – недоумевают Жаслан и его отец.
И вот после долгого молчания полиция, наконец, закончила расследование.
Следствие признало то, что с самого начало было доказано инспекцией по труду - у потерпевшего не было инструктажа по технике безопасности и допуска к работе на взрывоопасных объектах, но руководство ТОО "JS Asia", написал следователь ТЕМИРБАЕВ, допустило Жаслана Мустафу к работе, в ходе которой он получил тяжкий вред здоровью. Полицейские в своем двухгодичном мучительно долгом расследовании пришли к главному для них выводу, который определил всё - нет письменного трудового договора между Жасланом и ТОО "JS Asia". А без бумажки, даже несмотря на то, что доказано, что Жаслан работал по поручению ТОО и были нарушения со стороны ТОО, ответственности за случившееся предприятие не несёт. И вины директора Сергея Ишкенова в том, что произошло – тоже нет. Не виноват, как посчитал следователь Темирбаев, он в нарушении правил охраны труда. Без письменного договора "JS Asia" и Ишкенов не расценивали Мустафа Жаслана как работника", написал следователь ГОП №4 Темирбаев, прекращая расследование.
Кроме этого, в постановлении сказано, что "в ходе досудебного расследования установить лицо, совершившее вышеуказанный уголовный проступок, не представляется возможным". Так как с момента начала дела прошло более 1 года - истёк срок давности. А значит, решил капитан Темирбаев, искать виноватого больше оснований нет.
Таким образом, искалеченный работник в том, что с ним случилось, получается, виноват сам. Куда теперь идти жаловаться и что делать, Жаслан не знает. Почему следователь не поверил заключению главного инспектора по труду, который установил вину Ишкенова и АЗС, непонятно. Про выводы инспекции по труду о том, что несчастный случай произошёл в рабочее время на участке АЗС при выполнении порученного работодателем задания и про то, что инспекция пришла к выводу о 100-процентной вине работодателя, капитан Темирбаев в постановлении о прекращении дела не указал.
- За волокиту никого из дознавателей серьезно не наказали. Прокуроры вроде бы сделали своё дело - держали дело на контроле и давали указания, которые никто не выполнял. В итоге теперь и виноватого искать не надо, потому что срок давности вышел, - разводит руками Жаслан.
Мы в социальных сетях