Огласили приговор по делу первого заместителя акима Западно-Казахстанской области Ержана Балтаева, сообщается в телеграм-канале Михаила Козачкова. Он заключил процессуальное соглашение, поэтому разбирательство заняло всего ничего, уложились за одно заседание. Суд признал Балтаева виновным, как и его подельника Артура Доскалиева, определив каждому наказание в виде штрафа. Бывший замакима должен внести в казну 8,6 миллиона тенге, а помогавший ему грабить государство Доскалиев - 3,4 миллиона.
Но почему такое смешное наказание? Балтаев и Доскалиев устроили в СПК двух человек, фактически не работавших, но получавших зарплату. Так называемые мертвые души, классика отечественной коррупции. И это деяние уральских чиновников квалифицировали по статье 362 Уголовного кодекса - «Превышение власти или должностных полномочий». А там действительно по первой части предусмотрен штраф до 3 тысяч МРП. Балтаев уложился, так что все в рамках законодательства.
Но есть нюанс.
У нас в стране вообще отсутствует единообразие по мертвым душам. Замакима ЗКО ведь не единственный казахстанский чиновник, сумевший додуматься до такого хитрого способа красть государственные деньги. Мертвые души у нас встречаются в огромном количестве квазигосударственных и подведомственных организаций, но при этом органы по разному оценивают действия чиновников, пихающих в штат фиктивных работников.
Парочка свежих примеров.
В этом году в Алматы осудили главврача одной из поликлиник Гульжан Кожебекову. Она вместе с подчиненными наняла 19 мнимых работников, а деньги тратила на собственные нужды. Например, по версии следствия, купила дочери машину. И вот это преступление органы оформили как хищение в особо крупном размере (часть 4 статьи 189 Уголовного кодекса), поэтому главврач отхватила реальный срок - 7 лет лишения свободы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Школе быть!»: Астанчане в верховном суде отстояли строительство школы вместо ЖК
Другой пример: прямо сейчас в Астане судят руководителя управления охраны окружающей среды Алию Кожабаеву. По версии следствия, она трудоустроила своего водителя в организацию, отвечающую за вывоз мусора. Тот фиктивно проработал 2 года и тем самым нанес ущерб частной компании в 4,7 миллиона тенге.
Не бюджету, а частнику.
И эти действия Кожабаевой тоже квалифицировали как превышение власти или должностных полномочий, как у замакима ЗКО Балтаева. Вот только не по первой части, а по четвертой.
Наказание по части 4 статьи 362 - до 10 лет лишения свободы! Никаких тебе штрафов, общественных работ или ограничения свободы.
И вот я никак не могу разобраться, откуда у нас вылезла такая вилка.
19 мертвых душ в Алматы - это 7 лет лишения свободы.
2 мертвые души в Уральске - это штраф в 8 миллионов тенге.
1 мертвая душа в Астане - 10 лет лишения свободы. И это без ущерба государству.
Во всех трех случаях чиновники способствовали трудоустройству людей. Но почему двум здоровым мужикам за это преступление дали уйти на штраф, а женщин сажают в тюрьму?
Мы в социальных сетях