Фото: pexels.com

Верховный суд опубликовал аналитический отчет, в котором изложил, с какими ошибками в сфере госзакупок приходится сталкиваться судьям при рассмотрении дел о тендерах, сообщает Sotreport.kz со ссылкой на BES.media.

Отчет состоит из 50 страниц, наибольший интерес в котором вызывают разделы об ошибках, допускаемых субъектами системы госзакупок, а также предложения по исправлению ситуации.

Ошибки организаторов конкурса

В отчете говорится, что организаторы конкурсов используют словосочетания “не менее” и “не более” в техспецификации. Это, отмечают составители отчета, ведет к сложности определения и выбора поставщика.

Кроме этого:

  • техспецификации содержат неполную или неточную информацию;
  • замена председателя конкурсной комиссии производится без вынесения соответствующего документа;
  • необоснованно обжалуются судебные акты, чтобы затянуть заключение договора о госзакупках – в результате таких действий, выделенные бюджетные средства не осваиваются должным образом, сокращается срок исполнения договора потенциальным поставщиком.

Ошибки заказчиков

Заказчики также допускают ошибки, за которые приходится платить поставщикам. Так, они направляют победителю конкурса договоры на подписание с нарушением сроков. Из-за этого сокращается исполнения условий контракта.

Кроме этого:

  • если поставщик не предоставит гарантию выполнения договора или не заплатит нужную сумму в течение трех рабочих дней после получения уведомления через веб-портал, заказчик может отправить уведомление о расторжении договора через месяц;
  • при проведении конкурсов как следует не проверялись приложенные потенциальными поставщиками сведения;
  • дошкольные учреждения отказывали в создании согласительной комиссии, что влекло неоднократное обращение потенциального поставщика с просьбой рассмотрения вопроса об исключении из реестра недобросовестных участников;
  • согласительные комиссии формально рассматривают обращения потенциальных поставщиков об исключении из реестра недобросовестных участников по так называемым незначительным суммам конкурсов;
  • из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны заказчика, конкурсы не могут найти своего логического завершения длительное время. Это отражается на услугополучателях (организация питания, медицинские изделия, водоснабжение и так далее) и государственном бюджете.

Ошибки потенциальных поставщиков

За участниками конкурсов выявили такие ошибки, как внесение ложных сведений, подтверждающие опыт работы (указывают себя генеральным проектировщиком), а также в подтверждение трудовых ресурсов предоставляют сведения о работниках, которые числятся умершими, или с которыми не заключены трудовые договоры.

Ошибки конкурсной комиссии

В отчете содержится только одна ошибка, допускаемая конкурсной комиссией. Она не проверяет верификацию в электронном депозитарии сведений об опыте работы потенциального поставщика.

Читайте также: Куплей-продажей человеческих органов занималась преступная группа в Казахстане

Рекомендации и предложения

Первое: лишить лиц, не участвовавших в тендере, права обжаловать итоги тендера.

«Пункт 1 статьи 47 закона о госзакупках дополнить абзацем третьим следующего содержания: „Обжалование решений организатора государственных закупок по результатам проведенных государственных закупок, лицами, не принимавшими участие в процедуре государственных закупок, не допускается. Такие жалобы подлежат оставлению без рассмотрения“, – предлагает Верховный суд.

Второе предложение касается сбоя в работе сайта госзакупок. При технических проблемах на портале, результаты аукциона и заявки могут быть аннулированы. Сейчас неясно, кто именно это делает и как рассматриваются жалобы на ошибочные результаты. Это может привести к ошибкам в выборе поставщиков. Составители отчета предлагают, чтобы в случае подтвержденного сбоя на портале, комиссия должна отменить результаты аукциона, возвращая все как было до аукциона, без обращения в суд.

»Внести в статью 29 Закона дополнение: «В случае обнаружения технического сбоя на веб-портале государственных закупок при подведении итогов конкурса и подтверждении его оператором портала государственных закупок, конкурсная комиссия обязана отменить результаты итогов конкурса (аннулировать) и возвратить потенциальных поставщиков в положение до подведения итогов конкурса, не признавая конкурс несостоявшимся и без судебного вмешательства», – говорится в отчете.

Третья рекомендация связана с проверкой тендеров ревизионной комиссией. Этот контроль проводится после того, как поставщики выполнили свои обязательства и подписали документы. Иногда, спустя 2-3 года, находят нарушения. Для эффективного контроля предлагается включать представителей ревкомиссии на этапе проверки выполненных работ. По мнению Верховного суда, это поможет защитить права поставщиков, которые честно выполнили свою работу, и убедиться, что оплата была справедливой.

В-четвертых, специалисты указывают, что нормативно-правовая и регуляторная база должна быть последовательно изложенной и устойчивой, но только в 2022 году в правила по госзакупкам изменения вносились аж 10 раз.