Кадр из видео

В начале октября кыргызстанский музыкант Викрам Рузахунов выступил на конференции ОБСЕ в Варшаве, где рассказал, как подвергся пыткам со стороны правоохранителей во время январских событий в Казахстане. Более того, кыргызстанец заявил, что за восемь месяцев никто из официальных представителей не принес ему извинений за случившееся. Редакция ИА «NewTimes.kz» обратилась в госорганы для разъяснения заявления музыканта. Ответ пришлось собирать буквально по крупицам.

26-27 сентября Викрам Рузахунов находился в Казахстане и участвовал в следственных действиях. Он опознал свыше 10 сотрудников силовых органов, ответственных за его пытки. Но пока никого из сотрудников правоохранительных органов не привлекли к ответственности.

«В январе этого года я стал жертвой обстоятельств и испытал жесточайшие пытки в Казахстане. Едва избежав гибели, моя жизнь чудесным образом продолжилась. Считаю своим долгом донести историю до вас. Случай со мной наконец на официальном уровне подтвердил факт применения пыток в Центральной Азии. Надеюсь, что дальнейшее освещение моего кейса поможет улучшить правовую среду в ЦА, возможно, ратифицировать некоторые документы между странами. Я был первым иностранцем, которого хотели представить террористом и погромщиком. Спустя восемь месяцев по моему делу о пытках никто не арестован и не привлечен к ответственности. До настоящего времени не поступило никаких официальных извинений от органов, кроме извинений простых казахстанцев», — заявил в своем выступлении Викрам Рузахунов. Его выступление опубликовано на канале Veritas Human Rights Movement в YouTube.

Редакция NT по данному выступлению 11 октября обратилась с официальным запросом в министерства внутренних и иностранных дел Казахстана и комитет национальной безопасности РК. Реакций от госорганов пришлось ждать до начала ноября. Но безрезультатно.

В комитете национальной безопасности сообщили, что уголовное дело по фактам применения пыток к Викраму Рузахунову органами КНБ не расследовалось. Иными сведениями в рамках компетенции они не располагают.

«В органах внутренних дел Республики Казахстан в отношении указанного в вашем запросе лица уголовных дел не имеется. Сообщаем, что уголовное дело в отношении указанного в вашем запросе лица расследуется антикоррупционной службой Республики Казахстан. В связи с этим необходимо обратиться в указанный госорган», — сухо ответили в МВД, но прояснили, к кому же все-таки стоит обратиться.

Ответ от антикоррупционной службы РК на запрос последовал чуть быстрее, чем от упомянутых выше госорганов.

Известно, что антикоррупционной службой по Алматинской области по заявлению Викрама Рузахунова проводится досудебное расследование в отношении сотрудников полиции и пограничной службы КНБ о применении к нему пыток.

«26 сентября 2022 года Рузахунов В. приехал в Казахстан, и с его участием проведен комплекс следственных действий. По результатам досудебного расследования действиям сотрудников полиции и пограничной службы будет дана соответствующая правовая оценка. При этом в компетенцию антикоррупционной службы разрешение вопросов, связанных с принесением извинения Рузахунову В., не относится», — отметила антикоррупционная служба в ответе на запрос.

В антикоре пояснили, что порядок возмещения морального вреда регулируется главой 20 уголовно-процессуального кодекса при наличии заявления потерпевшего.

Напомним, 9 января этого года в эфире телеканала Qazaqstan показали гражданина Кыргызстана, задержанного в Алматы. Мужчина рассказал, что с ним созвонились незнакомые люди и предложили участвовать в митинге за 90 тыс тенге. Видео быстро разлетелось по соцсетям, в комментариях люди писали, что на кадрах — известный музыкант и руководитель джазового оркестра из Бишкека Викрам Рузахунов. Позже стало известно об его освобождении.

Что же касается выступления кыргызстанского музыканта на площадке ОБСЕ, в министерстве иностранных дел Казахстана сообщили следующее:

«Выступления представителей НПО, реализующих свое право на свободу выражения мнения, не влияют на статус Казахстана в ОБСЕ. В соответствии с правилами процедуры ОБСЕ от 1 ноября 2006 года, «все государства, участвующие в ОБСЕ, делают это в качестве суверенных и независимых государств в условиях полного равенства» и «каждое из государств-участников принимает решение о своем представительстве в органах ОБСЕ».

На вопрос о том, были ли запросы со стороны ОБСЕ о ходе расследования январских событий, в МИД сообщили, что в ходе регулярных встреч в рамках ОБСЕ Казахстан последовательно информирует иностранных партнеров о ходе расследования. Так, в июне достигнута договоренность об участии экспертов БДИПЧ ОБСЕ в мониторинге судебных процессов в рамках расследования январских событий.

К слову, в начале ноября президент Казахстана подписал закон, согласно которому амнистии подлежит около 1,5 тыс участников беспорядков.