Фото из открытых источников

Фермеров Казахстана не удивить тем, что государственные органы вместо выполнения своих прямых обязанностей занимаются лоббированием тех или иных коммерческих интересов, прикрываясь заботой о нуждах страны. Яркий пример - введение утилизационного сбора на сельхозтехнику, который пролоббировали совместно Минэкологии (под предлогом якобы защиты окружающей среды от старых сельхозмашин) и Мининдустрии (под предлогом развития отечественного сельхозмашиностроения). А реальная причина активности чиновников вскрылась ровно год назад, когда после январских событий президент Токаев поручил разобраться с коррупционной схемой сбора «подати» с фермеров. Выяснилось, что деньги поступали в глубокие карманы отдельных «вельмож» и просто разворовывались, - передает eldala.kz.

Или другой пример - лето 2022 года, когда внезапно возник «дефицит» сахара. Лишь спустя два месяца, в августе, по поручению президента Токаева коррупционную схему по искусственному завышению цен вскрыли. Тут замешано оказалось министерство торговли, и его глава Бахыт Султанов получил по шапке от главы государства и лишился должности.

Столичный рынок

Однако эти уроки истории, похоже, ничему не научили чиновников. Очередной мутный сюжет, на этот раз с участием антимонопольщиков, закрутился в такт с новогодними метелями: Антимонопольный департамент Астаны 30 декабря 2022 года сообщил, что им были установлены факты «согласованных действий субъектов рынка по реализации молочных продуктов».

Согласно сообщению, проверка был проведена на основании письма от Управления по инвестициям и развитию предпринимательства Астаны.

- Согласно изученным материалам, у субъектов рынка - ТОО «Агрофирма «Родина» и КТ «Зенченко и К» - установлено одновременное повышение цен при реализации молочной продукции в марте 2020-го и апреле 2022 года. У указанных субъектов рынка были установлены идентичные цены на социально значимые товары, в том числе на все молочные продукты.

Данные материалы направлены в территориальные органы антимонопольного агентства по месту работы предприятий - Акмолинскую и Северо-Казахстанскую области. Те вынесли компаниям предписания об устранении нарушений. Срок, в который производители молока должны их выполнить, - 15 января. Да вот беда - в реальности никаких нарушений в их действиях нет, и устранять им нечего. А прозвучавшие обвинения руководители компаний считают абсурдными и называют, ни больше ни меньше, «наездом» с целью вытеснения с рынка столицы. 

Напомним, что агрофирма «Родина» (Акмолинская область) и КТ «Зенченко и К» (Северо-Казахстанская область) - крупнейшие в Казахстане производители молочной продукции полного цикла. То есть сами и производят сырье, и перерабатывают его, поставляя готовый товар в торговые сети. Такая концентрация производства обеспечивает более низкую себестоимость по сравнению с конкурентами, которые вынуждены либо закупать сырье на стороне, либо и вовсе производить суррогат с использованием растительных масел.

Такое вот сочетание высокого качества, натуральности и доступной цены определяет высокий спрос на молочные продукты «Родины и «Зенченко и К». Этот товар покупатели забирают с полок первым. Похоже, разочаровавшись в возможностях честного соперничества на рынке, кто-то и «заказал» конкурентов.

- Очень сильно удивил вообще сам предмет проведенного расследования. Объясню, почему: наша продукция наиболее дешевая в сравнении с любыми другими производителями, причем не только в столице, но и по всей стране. И это пишут все наши покупатели в комментариях к новостям о расследовании антимонопольщиков. Сам я не знаю ни одного другого вида товаров, который в столице был бы дешевле, чем в провинции. А по нашей молочной продукции именно так. Поэтому удивительно, что мы в принципе стали объектом проведения расследования. Ничего не понятно. Это просто наезд, классический наезд, - прокомментировал ситуацию Иван Сауэр, генеральный директор Агрофирмы «Родина».

Молочный демпинг

Ответ на вопрос о причинах наезда нашел Геннадий Зенченко, руководитель КТ «Зенченко и К». Оказалось, что претензия антимонопольного агентства в том и состоит, что продукция компаний… дешевле, чем у конкурентов.

По словам Геннадия Зенченко, в период с 18 по 29 декабря компания увидела падение продаж в Астане на 20 тонн в сутки. То есть как раз в период «расследования». Это очень странно, поскольку в зимний период производство молока падает, и спрос, напротив, растет. Так было и в этом году, но только не в Астане, а в других городах - Петропавловске и Кокшетау.

Что касается столицы, тут молока, конечно же, тоже пить меньше не стали. Скорее всего, продажи тут выросли у какого-то другого производителя, который и попытался зайти на рынок со своими объемами. Но, видимо, не смог - как раз по причине более низких цен на продукцию «Родины» и «Зенченко и К».

- Я услышал такие слова, в которые сначала не поверил, но это нам действительно сказали: «Вы, «Зенченко» и «Родина», специально демпингуете, чтобы всех других производителей выгнать с рынка Астаны». И теперь я начинаю понимать, что все это - «заказуха». То есть не смогли обвинить в завышенной цене - обвинили в заниженной. Хотят одного - чтобы мы ушли с рынка Астаны. Только так я это расцениваю. Наш антимонопольный департамент, который содержится за счет наших налогов, за счет граждан нашего Казахстана, который должен защищать интересы народа, он лоббирует чьи-то интересы. Чьи именно? Я уверен, что скоро мы это увидим , - рассказал Геннадий Зенченко.

Компании-близнецы

Вернемся к фактам, которые говорят об абсурдности обвинений в адрес двух компаний. 

Действительно, за три последних года они поднимали цены дважды, в марте 2020-го и апреле 2022-го. В этом антимонопольный департамент Астаны прав - но только в этом. Сам по себе факт, что производитель за три года увеличил цену лишь дважды (тогда как другие товары сейчас дорожают чуть ли не каждый месяц), - уже плюс в карму «Родине» и «Зенченко и К». В целом рост цен за это время для разных видов продукции из линейки составил от 18 до 23%. Хотя любой мало-мальски знающий человек понимает, что за это время значительно подорожало все, что требуется в работе, - корма, кормовые добавки, ветеринарные препараты, дизельное топливо, электроэнергия, упаковка. Цены на все выросли минимум в полтора раза (на 50%), но в основном в два - два с половиной раза (на 100-150%).

При этом, напомним, антимонопольщики обвинили компании в том, что они повышали цены одномоментно. Но у специалистов эти обвинения также вызывают только недоумение.

Геннадий Зенченко поясняет, что технологические процессы обеих компаний практически идентичны, что объясняется историей их появления в далеком 2006 году. С тех пор, уже 16 лет, они развиваются параллельными курсами, при тесном взаимодействии.

- В 2007 году мы с Иваном Адамовичем поехали в Канаду, к одним и тем же фермерам, занимавшимся производством молока, - изучили их опыт и на его основе начали строить собственные производства - первые в Казахстане современные промышленные молокоперерабатывающие предприятия полного цикла. Одна и та же компания в Канаде отобрала нам одинаковый голштинский скот, который был поставлен в Казахстан самолетом. Оборудование мы купили у одной и той же компании Westfalia, построили два комплекса-близнеца. Все проблемы, с которыми мы сталкивались, тоже были схожими. Соответственно, закупали одни и те же ветпрепараты у одного и того же поставщика. Добавки для скота - точно так же. В 2012 году нами были построены два завода-близнеца для переработки молока, в 2016-м оба этих завода также были одинаково реконструированы с увеличением производственных мощностей, - вспомнил Геннадий Зенченко.

Учитывая это, технологически процессы в обеих компаниях практически идентичны, все расходники по сей день приобретаются у одних и тех же поставщиков. Учитывая все это, очевидно, что себестоимость продукции (а значит, и цена реализации) у компаний примерно одинакова.

- Нас упрекают, что наша продукция дорожала одновременно. Мол, это признак сговора. Но, смотрите, в чем дело на самом деле: мы берем у одних и тех же поставщиков разные виды продукции, необходимой нам в производстве. Например, шрота. И поставщики нам в один и тот же день повышают отпускную цену. То же самое касается упаковочного материала, который мы тоже берем у одного и того же поставщика - и он нам тоже повышает цену в один и тот же день. И так далее, по остальным позициям. Естественно, что и себестоимость продукции у нас так же вырастает одновременно, и мы вынуждены тут же повышать цены. Но при этом всегда держим нижнюю планку. Это я подчеркиваю еще раз, - сказал Иван Сауэр.

Неразумная наценка

Кстати, поставки в Астану продукции обеих компаний также идут через одного реализатора, который работает непосредственно с торговыми точками и сетями. Поставки идут по цене примерно 300 тенге за пакет молока. Однако на прилавках продукция оказывается намного дороже. И вот именно тут, где вмешательство антимонопольщиков было бы нужно, они молчат.

- В свою очередь я сам хочу спросить у антимонопольного агентства: почему я в Астану привожу молоко по 300, а на полке оно появляется по цене от 370 до 450 тенге? - задался вопросом Геннадий Зенченко. - Почему там не разбираетесь? Сколько раз я со всех трибун предлагал: власти могли бы договориться с торговыми сетями о том, что на отечественную продукцию наценка должна быть не больше 10%. Но никто не слышит и никто не хочет связываться с торговлей. Всё - это неприкосновенные люди. Никто с ними разбираться не будет. А ведь когда мы подняли отпускные цены на 25 тенге, в магазине они выросли на 60. С этим разбираться никто не хочет.

Кстати, есть еще один важный нюанс, который ускользнул от глаз специалистов антимонопольного департамента столицы. И который их обвинения превращает уже в полный абсурд: напомним цитату из заключения проверки «У указанных субъектов рынка были установлены идентичные цены на социально значимые товары, в том числе на все молочные продукты».

На самом деле это не так - цены не идентичны.

- Дело в том, что большая часть нашей продукции - это молоко жирностью 2,5%% и 3,2%, а также кефир жирностью 1% и 2,5%. У нас на эту продукцию действительно одинаковые отпускные цены - за пакет. Но при этом «Родина» выпускает все это в упаковке 1 литр и 0,5 литра, а «Зенченко и К» - в упаковке 0,9 и 0,45 литра. То есть разница в цене продукции двух компаний составляет 10%, - обратил внимание Иван Сауэр.

Дело в том, что несколько новых ферм компании «Зенченко и К» укомплектованы скотом симментальской породы. Это молочно-мясная порода, надои у который ниже, чем у голштинов. В «Родине» же симменталов нет, за счет этого совокупный надой с одной головы выше, в 2021 году – порядка 9,5 тыс. литров в год, тогда как в КТ «Зенченко и К» - около 7,2 тыс. литров.

В связи  с этим и себестоимость молока в КТ «Зенченко и К» чуть выше - на эти самые 10%.

Вот и получается: нет ни сговора, ни одинаковых цен. О чем тогда вообще говорят антимонопольщики, каких действий по «устранению нарушений» ждут? Чтобы понять это, юристы Агрофирмы «Родина» и КТ «Зенченко и К» пишут письма в органы. И будут ждать либо разъяснений, либо извинений.

Сюжет для Антикора

Неплохо, кстати, было бы и антикоррупционному ведомству Казахстана проверить антимонопольное - на предмет того, с чего вдруг они закрутили этот мутный сюжет. Или у нас, в Новом Казахстане, кое-кто хочет работать по старым схемам? 

Тут ведь есть важная деталь - антимонопольщики не просят производителей снизить цены, как можно было бы подумать. Напротив, из контекста предписаний следует, что молочные компании могут их просто повысить. Главное, сделать это не в один день и не на один уровень.

И, возможно, производителям было бы легче всего так и поступить. Но они не хотят этого делать.

- Смотрите, в СКО молоко с ферм переработчики сейчас забирают по 240 тенге/литр. А мы продаем уже готовый продукт, в упаковке, по 300. Мы можем это делать, поскольку занимаемся переработкой сами. И хотим продолжать поставки в Астану качественного доступного молока, потому что думаем и о будущем страны, и о будущем своих компаний. Мы всегда были горды тем, что нас никто ни разу не упрекнул в том, что мы торгуем своей продукцией по заоблачным ценам. И не хотим отказываться от этой позиции, - сказал Геннаий Зенченко.