Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев, кадр из видео
В деле полицейских, занимавшихся поборами с продавцов рынка "Алтын Орда", замешан майор из резонансного видео, передает корреспондент Tengrinews.kz. Ранее правоохранитель во время задержания угрожал сотруднику Антикора, приставив к нему заряженное охотничье ружье.
На сайте судебного кабинета опубликованы материалы данного уголовного дела. Как следует из документов, все началось 14 сентября прошлого года, когда на "Алтын Орде" подрались двое продавцов. Один из них получил двойной перелом челюсти и был прооперирован. На следующий день он пошел в полицию писать заявление и взял с собой супругу, так как из-за травм не мог говорить.
В участковом пункте, расположенном на рынке, потерпевшего принял 33-летний капитан Куан Улан. Он получил заявление, но не зарегистрировал его и направился к своим коллегам - 39-летнему капитану Ерлану Камаубаеву и их старшему участковому - 46-летнему майору Марату Медетову. Вместе они решили временно не регистрировать заявление, до выяснения обстоятельств.
"Камаубаев привел в опорный пункт мать продавца-обидчика. В ходе беседы она попросила прощения за сына и была готова загладить вину. Но пострадавший отказался и желал наказания по закону. Затем Камаубаев и Улан завели его к себе и сказали, что обидчику грозят максимум общественные работы и моральный ущерб ему никто не возместит. Инспекторы уговорили получить моральный ущерб, и тогда пострадавший назвал сумму в один миллион тенге. Сотрудники предложили взыскать 1,5 миллиона тенге, из которых 500 тысяч тенге полагались им за оказание услуг "медиатора". Понимая зависимость от полицейских, потерпевший согласился, а затем Улан продиктовал текст отказного заявления.
Затем участковые побеседовали с матерью подозреваемого. Видя ее тревожное состояние, они напомнили об уголовной ответственности и еще раз удостоверились в намерении примириться. После этого все стороны пришли к взаимному согласию", - говорится в материалах дела.
В тот же день пострадавший получил деньги и передал полицейским 500 тысяч тенге. Далее участковые на рабочем месте разделили деньги между собой и не подозревали, что сразу же окажутся под прицелом Антикоррупционной службы.
Так, уже 17 сентября сотрудники ведомства получили санкцию о личном обыске майора Марата Медетова. 20 сентября около 19:30 двое оперативников Антикора приехали в его дом в микрорайоне Калкаман-2 для проведения обыска и доставления полицейского на допрос.
"Являясь сотрудником полиции и имея большой стаж работы, Медетов осознавал, что законами на него возложена обязанность их соблюдения и выполнения на высоком профессиональном уровне. Невзирая на это, он решил совершить общественно опасное деяние в отношении сотрудников Антикора. Медетов впустил оперативников во двор, но после того, как узнал, что ему необходимо явиться на допрос, вытащил охотничье ружье", - добавили в суде.
К этому времени на место прибыл третий офицер Антикора, но уже рангом выше. Это был заместитель руководителя Следственного управления Антикоррупционной службы по Алматинской области Данияр Саин. Он отметил, что оперативная группа состояла из молодых сотрудников, поэтому из-за сопротивления Медетова и отказа выполнять требования выехал на место.
"Мы со следователем приехали и за пределами дома заметили скопление людей, предположительно, родственников Медетова, которые информировали его о происходящем за забором. Обстановка была очень накалена, он паниковал и был вооружен. Двое оперативников находились во дворе, также там были двое сыновей Медетова. Он угрожал со словами: "Не заходите, открою огонь на поражение". Я предложил ему, что зайду один, покажу все документы об обыске и объясню всю ситуацию. Только после того, как он через своих родственников убедился, что за забором я остался один, разрешил войти.
Медетов был в неадекватном состоянии, ружье было заряжено пятью патронами, от безысходности он направил его на меня и мог выстрелить. Хорошо, что у меня в телефоне был записан номер начальника Медетова. Я позвонил ему, попросил вразумить своего подчиненного и передал трубку. Только после этого Медетов немного успокоился, видимо, такая "третья сила" сработала. Он, наверное, почувствовал поддержку от руководства, которое прибыло спустя 5-7 минут. На их глазах Медетов разрядил ружье и проследовал с нами", - вспоминает Саин.
В итоге всех троих участковых задержали, а уголовное дело в отношении них расследовали около месяца. В это время Медетов и Камаубаев находились в СИЗО, а Улан содержался под домашним арестом.
Суд над полицейскими начался 17 октября прошлого года в Карасайском районном суде. В самом его начале Камаубаев попросил судью Мади Кошикбаева на время судебных разбирательств отпустить его под залог. В качестве залога он предоставил Toyota Land Cruiser 2005 года стоимостью 10 миллионов тенге. Судья удовлетворил его ходатайство.
Изучив материалы дела, 7 ноября суд признал всех троих виновными и назначил наказание в виде 3 лет и 6 месяцев ограничения свободы. Также они пожизненно лишены права занимать должности на госслужбе, в судах, акиматах, Нацбанке, АРРФР, госорганизациях и квазигосударственном секторе. Кроме того, Улан и Камаубаев лишены специального звания капитана полиции, а Медетов - звания майора.
Обстоятельством, смягчающим вину, послужило признание вины, чистосердечное раскаяние, наличие несовершеннолетних детей и то, что подсудимые ранее не привлекались к уголовной ответственности. Отягчающим суд счел совершение правонарушения в нарушение принятой ими присяги.
Ранее в Антикоре заявили, что в конце 2022 года пресекли криминальную деятельность полицейских, которые злоупотребляли полномочиями и организовали на "Алтын Орде" поборы с работников рынка за общее покровительство и увод от уголовной и административной ответственности.
Мы в социальных сетях