По словам Армана Машимова, поднятый им широкий спектр вопросов так и остался без ответа. Между тем, согласно исследованию Transparency International, на содержание аппаратов акиматов из местных бюджетов в течение последних трех лет выделялось больше всего средств, чем на социальную помощь населению, передает корреспондент inbusiness.kz.
Основными причинами ухода Арман Машимов назвал семейные обстоятельства и абсолютное безразличие аппарата маслихата к поднимаемым вопросам.
По его словам, депутатской деятельности ему приходилось уделять все свое время, в ущерб интересам семьи и бизнеса.
«Для меня важно, что то, что ты делаешь, должно давать результат. Иначе зачем эти действия совершать. Я полностью сфокусировался на депутатской деятельности, отвлекся от бизнеса, практически не уделял время семье, в итоге то время, которое уделял депутатской деятельности, никакого эффекта не дало. Поэтому я не вижу смысла продолжать работу. Я направлял депутатские запросы на разные темы, начиная от освещения дорог до адаптации тротуаров и остановок под безбарьерную среду, но практически все остается без ответа, реакции нет. Со стороны госорганов – отписки, со стороны аппарата маслихата – абсолютное безразличие к поднимаемым нами вопросам», – говорит он.
Хотя, по его мнению, аппарат маслихата должен во всем содействовать. Но к инициативам со стороны депутатов содействия нет.
«В то же время если что-то касается акимата, то молниеносно решения принимаются, быстро созывается комиссия и в течение трех дней, как положено по закону, созывается сессия и проводится. Даже не давая нам возможности ознакомиться с материалом. Материал, к примеру, дается в пятницу вечером, а во вторник уже сессия, в субботу и воскресенье ты вопросами заняться не можешь, потому что никого нет на работе. В понедельник на комиссии задаешь вопросы, а во вторник на сессии на эти вопросы не успевают отвечать. Ладно, если такие вопросы рассматриваются, с которыми ежедневно сталкиваешься, ты в курсе их. А если глобальные вопросы, соответственно, ничего не понимаешь. А смысл тогда вообще эти вопросы поднимать? И голосовать за них, если ты не понимаешь? А голосовать просто за то, чтобы голосовать, я не могу», – объясняет Машимов.
А как же в сельских округах?
С 2018 года Казахстан внедрил четвертый уровень бюджета для органов местного самоуправления. И в более чем 1000 селах, поселках, городах с населением более двух тысяч человек жители сами определяют, на какой из 19 расходов будут потрачены их бюджеты. 90% таких бюджетов формируется за счет налогов и платежей самих жителей.
По данным Transparency International, эксперты которого провели анализ бюджетов четвертого уровня на 2019-2021 годы, для определения степени вовлеченности депутатов маслихатов в обсуждение с населением локальных проблем местных сообществ, требующих выделения средств на их решение, проведен мониторинг сайтов и анализ формы принятия бюджетов.
Высокую степень заинтересованности в изучении местных проблем и формировании основных затрат эксперты отметили в Актюбинской области и Северо-Казахстанской области. В Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской областях степень вовлечения депутатов маслихатов в обсуждение с населением проектов бюджетов средняя.
Менее всего депутаты маслихата вовлекали жителей сел, поселков, городов районного значения в обсуждение проектов бюджетов четвертого уровня в Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской и Туркестанской областях.
Отметим, что в Восточно-Казахстанской области собственные бюджеты четвертого уровня имеют 38% административных единиц, то есть 88 сельских округов, поселков и городов районного подчинения.
«Все бюджеты принимались в формате решений маслихатов, объединенные в нормативные правовые акты на уровне районов и сельских округов, что свидетельствует о разноплановой степени вовлеченности депутатов в обсуждение с населением локальных проблем местных сообществ, требующих выделения средств на их решение», – отмечают эксперты.
В ВКО в 2019 году принято бюджетов на общую сумму 7,7 млрд тенге, в 2020 году – 3,5 млрд тенге, в 2021 году – 3,6 млрд тенге.
В Акмолинской области в 2019 году – 3,2 млрд тенге, в 2020 году – 2,6 млрд тенге, в 2021 году – 2,7 млрд тенге.
В Алматинской области в 2019 году – 19,9 млрд тенге, в 2020 году – 18,4 млрд тенге, в 2021 году – 19 млрд тенге.
В Актюбинской области в 2019 году – 4,7 млрд тенге, в 2020 году – 4,4 млрд тенге, в 2021 году – 3,9 млрд тенге.
В Атырауской области в 2019 году – 8,1 млрд тенге, в 2020 году – 5,3 млрд тенге, в 2021 году – 5,3 млрд тенге.
В Жамбылской области в 2019 году – 15,9 млрд, в 2020 году – 11 млрд, 2021 году – 11,8 млрд тенге.
В Западно-Казахстанской области в 2019 году – 1,6 млрд, в 2020 году – 2,7 млрд, в 2021 году – 2,8 млрд тенге.
В Карагандинской области в 2019 году – 4 млрд, в 2020 году – 7,9 млрд, в 2021 году – 6,3 млрд тенге.
В Костанайской области в 2019 году – 6,1 млрд, в 2020 году – 4,1 млрд, в 2021 году – 3,7 млрд тенге.
В Кызылординской области в 2019 году – 7,4 млрд, в 2020 году – 9,5 млрд, в 2021 году – 9,7 млрд тенге.
В Мангистауской области в 2019 году – 1,7 млрд, в 2020 году – 3,5 млрд, в 2021 году – 4 млрд тенге.
В Павлодарской области в 2019 году – 3,7 млрд, в 2020 году – 7 млрд, в 2021 году – 5,7 млрд тенге.
В Северо-Казахстанской области в 2019 году – 2 млрд, в 2020 году – 1,3 млрд, в 2021 году – 1,4 млрд тенге.
И самый большой бюджет в Туркестанской области: в 2019 году – 31,5 млрд, в 2020 году – 25,9 млрд, в 2021 году – 26,1 млрд тенге.
К слову, эксперты Transparency International отмечают, что во всех регионах, в том числе и ВКО, на содержание аппаратов акиматов из местных бюджетов в течение последних трех лет выделялось больше всего средств, чем на социальную помощь населению.
Жанар Асылханова
Мы в социальных сетях