Коллаж Orda.kz
Со стороны гражданских активистов и правозащитников нередко можно услышать, что казахстанская машина правосудия носит преимущественно репрессивно-обвинительный характер и выносит жёсткие наказания, несоразмерные совершённым проступкам. Но иногда бывает и наоборот, передает Sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz
19 июля Верховный суд сообщил, что председателя Сарыагашского районного суда Туркестанской области Нурказы Шетенова отстранили от занимаемой должности. Как стало известно, этот служитель Фемиды в мгновение ока снискал всеобщую известность и удивил многих казахстанцев своим решением, которое привело к трагедии. Ведь благодаря ему ранее судимый за убийство и затем снова обвиняемый в покушении на убийство 48-летний рецидивист остался на свободе и воспользовался ей, чтобы заманить домой, изнасиловать и убить 5-летнюю девочку.
Однако это далеко не первый раз, когда казахстанские вершители правосудия удивляли народ своими мягкими приговорами по отношению к убийцам, насильникам, живодёрам, членам ОПГ, коррупционерам, которые потом снова совершали преступления.
1,5 года за убийство супруги
И тут далеко ходить не придётся, так как буквально в конце июня апелляционная коллегия Алматинского городского суда отменила приговор судьи Еркина Майшинова в отношении Талгата Нуртаева, которого специализированный межрайонный суд приговорил к одному году и шести месяцам лишения свободы за убийство своей жены Айман Усановой. Нуртаев нанёс супруге 18 ударов ножом возле дома и уехал. При этом фактически Нуртаеву нужно было отсидеть всего год – трёхмесячное нахождение в СИЗО ему засчитали по два дня за один.
А 2 июня Специализированный межрайонный суд по уголовным делам г. Алматы на два года осудил Владимира Кретова, убившего мужчину 16 ножевыми ранениями. Однако апелляционная коллегия Алматинского городского суда затем отменила решение судьи Мартпека Какимжанова.
В октябре 2022 года казахстанскую общественность возмутил чрезвычайно мягкий приговор жителю Актау, который прыгал на голову котёнку и снимал на камеру. Судья Актауского городского суда Айнур Кызылбаева назначила ему 60 часов общественных работ. Однако известный юрист Джохар Утебеков потом добился пересмотра дела.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Серик Кудебаев сбежал из Казахстана, рассказали в суде
Два изнасилования
В 2018 году двое проводников поезда «Тулпар-Тальго» изнасиловали пассажирку, открыв дверь в её купе своим ключом. Их жертвой стла 35-летняя молодая женщина — известный в актюбинских бизнес-кругах специалист, доктор наук, которая возвращалась домой с международной конференции.
В ходе судебного процесса прокурор просил дать насильникам шесть лет, потерпевшая сторона – минимум 10, как адекватное наказание за групповое изнасилование. Однако костанайский судья Оразбай Сатыбалды приговорил обвиняемых к 2,5 годам лишения свободы. Своё решение он аргументировал тем, что это было не одно групповое, а два отдельных независимых друг от друга изнасилования, за что полагается меньшее наказание. А также отсутствием у проводников судимости, положительные характеристики по месту проживания и наличием двух малолетних детей у одного из них.
Однако после громкого общественного резонанса дело пересмотрели и проводники получили по пять лет.
Уличный боец
В 2013 году бывший тренер Жамбылской областной школы бокса №6 Данияр Укибаев получил шесть лет колонии за убийство жителя Тараза. Но для большинства казахстанцев это наказание, вынесенное судьёй Газизом Аманбаевым, показалось слишком мягким. Данияр Укибаев вместе со своим тестем Кайратом Шамшиевым ехал на автомобиле, когда на их пути оказалась группа людей — Вячеслав и Анна Сычёвы, их 6-летний сын и 4-летняя дочь, и Виктор и Татьяна Меркуловы с дочерью. Пешеходы не успели вовремя расступиться. Укибаев вышел из машины ударил Вячеслава Сычёва, отчего тот упал на землю и начал добивать ногами. От полученных ударов Сычёв через несколько дней скончался, не приходя в сознание. Шамшиев, который тоже вышел из машины ударил жену Сычёва, а потом присоединился к избиению его самого, получил два года ограничения свободы. Укибаев и Шамшиев сначала вообще отрицали, что были на месте происшествия, а когда это доказали, стали утверждать, что самооборонялись.
Нельзя не вспомнить и Максата Усенова, который в декабре 2013 года на своём автомобиле совершил наезд на шестерых пешеходов, из-за чего один из них скончался на месте, а другие получили травмы. Усенов же с места ДТП скрылся. Несмотря на всё это, он избежал уголовного наказания из-за примирения сторон. Впоследствии Максат Усенов неоднократно становился фигурантом множества скандалов, совершал различные правонарушения, но всякий раз легко отделывался. Так в языковой обиход казахстанского общества вошло понятие «усеновщина», ставшее живым символом безнаказанности.
20 лет шефства
10 мая сотрудники Антикоррупционной службы задержали экс-председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблая Мырзахметова. Его подозревают в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки в особо крупном размере. Однако проблемы с законом у Мырзахметова начались ещё в 2002 году, когда он занимал должность министра транспорта и коммуникаций. Ему предъявили обвинение в руководстве преступным сообществом и совершении хищений на сумму более трёх миллиардов тенге. Гособвинение попросило суд приговорить А. Мырзахметова к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества, лишить его государственной награды (орден «Курмет», которым Мырзахметова наградили за работу в «КТЖ»).
Но в итоге суд обвинил его в хищении 1 миллиарда 151 миллионов тенге и назначил наказание в виде условного лишения свободы сроком на 5 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящие государственные должности сроком на два года. Такой приговор вынес судья Верховного суда Марклен Камназаров, которого в 2011 году отстранили от должности и он стал фигурантом расследования финансовой полиции. Его и ещё нескольких судей Верховного суда обвиняли в коррупции, злоупотреблении должностными полномочиями и лоббировании интересов, однако Камназаров избежал уголовной ответственности.
Сам же Мырзамхетов, выступая перед журналистами после судебного решения 17 мая 2003 года, сказал: «Главное, что я на свободе!». Он вновь потерял свободу ровно через 20 лет, но за это время успел поруководить Торгово-промышленной палатой РК, Национальной экономической палатой, НПП «Атамекен», преумножить свои капиталы, и не раз оказаться в списке 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана.
Читайте также
Мы в социальных сетях