Подсудимые по делу «Астана ЛРТ» просят суд вызвать и допросить высокопоставленных чиновников. Они уверены, что Имангали Тасмагамбетов, Адильбек Джаксыбеков, Асет Исекешев, Болат Жамишев и другие смогут объяснить, как формировалась стоимость проекта, почему в реализации проекта участвовали иностранные компании и кто на самом деле руководил проектом и принимал все решения. Они убеждены, что эти показания войдут в основу оправдательного приговора, - сообщает newtimes.kz.
При этом, подсудимые просят суд помочь с поиском этих высокопоставленных свидетелей. Ведь вряд ли они захотят прийти в суд для дачи показаний самостоятельно. Речь идет о вызове в суд восьми человек. Это Серик Ахметов, Бакытжан Сагинтаев, Асет Исекешев, Аскар Жумагалиев, Ерболат Досаев, Имангали Тасмагамбетов, Болат Жамишев, Адильбек Джаксыбеков.
- Сразу хочу заявить суду, что у меня и у моей защиты нет возможностей определить и установить место проживания и нахождения вышеуказанных свидетелей, их номеров телефонов. Мы располагаем только информацией, указанной выше и полученной из открытых источников в интернете, поскольку это люди публичные. Поэтому прошу суд на основании ст. 24, ч.5, ст.99, ч.2 ст. 122 УПК вызвать в порядке, установленном УПК лиц, указанных мною выше для допроса в качестве свидетелей, а прокурорам и другим уполномоченным государственным органам оказать содействие в установлении сведении и информации по данным лицам для вызова их в суд, поскольку всем известно, что органы прокуратуры и другие уполномоченные государственные органы имеют такие базы данных и поэтому должны оказать содействие в получении необходимых сведений, — обратился к суду подсудимый Рашид Аманжулов.
Судья Виктория Семенова, выслушав доводы, оставила ходатайство открытым, пояснив, что не будет участвовать в организации допроса и поиске указанных свидетелей. При этом судья отметила, что если свидетели все же придут, то препятствовать даче показаний не будет.
- Суд на месте постановил оставить данное ходатайство открытым… Суд не является органом уголовного преследования и добывать данные о том, как обеспечить лицо в уголовный процесс, это не задача суда. Если вы имели такие претензии на досудебной стадии производства, у вас была возможность подать ходатайство следователю, и, если следователь на тот момент отказал вы имели право обжаловать его в следственный суд. У вас есть право обеспечить по списку лиц, который вами назван в судебное заседание, либо их подключение к уголовному процессу для допроса. Если лица будут обеспечены в их допросе не будет отказано. Суд не должен заниматься обеспечением явки в суд тех лиц, на которых вы настаиваете. Пожалуйста, работайте», - ответила судья на просьбу Аманжулова.
Но вы обязаны нам создать необходимые условия для реализации наших прав. Тогда хотя бы повестки выпишите нам, мы их разошлем пенсионерам, членам партии «Аманат», и всем прочим, чрезвычайным послам, - обратилась к судье адвокат Сауле Акатова.
- А вам повестки в данной ситуации не нужны, потому что вы можете сами обратиться с письменным обращением и предложить поучаствовать в уголовном процессе, - парировала судья.
- А если люди откажутся, то каким образом я должна их доставлять? – задалась вопросом адвокат.
- Вот представьте доказательства, что они отказались, - ответила судья, и продолжила процесс.
В итоге подсудимый Рашид Аманжулов обратился за помощью к СМИ. Он просит журналистов пригласить высокопоставленных чиновников, имеющих отношение к реализации проекта ЛРТ, БРТ и ИТС, через свои издания.
- Мы бы хотели обратиться к высокопоставленным чиновникам, которых мы надеемся допросить в суде, через вас. Вы же видите, что мы чуть-чуть не в равных условиях и просим вас, помочь. Мы хотим, чтобы эти люди пришли в любой день со вторника по пятницу и дали показания в мою защиту, - обратился до начала судебного заседания к журналистам Аманжулов.
- А что, думаете, по вашей просьбе не придут? – спросила его журналист нашего издания.
- Я три года здесь сижу уже, от меня родственники и друзья некоторые отказались, я уже не говорю про бывших коллег. Надеюсь, через СМИ до них как-то дойдет информация, чтобы они пришли, - с надеждой высказался подсудимый.
На вопрос: «А что вы хотите услышать от свидетелей?» Рашид Аманжулов ответил, что хочет правды.
- Мы в суде самое низшее звено, что это решение принималось наверху. И мы просим их сказать правду, не надо нас защищать или не защищать, просто скажите правду: был такой-то период, мы давали такие поручение, а ребята должны были исполнять. И ничего незаконного они не давали нам. Все их поручения были основаны на указах президента и правительства. Мы же не сами все это выдумали, все же было согласовано наверху. И мы хотим, чтобы они пояснили суду, что «да», было согласованное решение применять международные стандарты. Не более того. Мы больше ничего не просим. И что были такие короткие сроки, что был проект ЭКСПО-2017, к которому мы стремились, - сообщил он.
Стоит отметить, адвокаты защиты начали поднимать вопрос о допросе высокопоставленных чиновников, администратора проекта ЛРТ и непосредственных руководителей подсудимых еще на стадии досудебного расследования. Но следователи и прокуроры отказались приглашать важных людей на разговор. Теперь же в суде, прокурор сообщает, что звать их преждевременно. Вроде как сначала нужно изучить все материалы по делу.
- Нами еще не исследованы все материалы уголовного дела, не допрошены подсудимые и свидетели, заявленные стороной обвинения и защиты, - заявил прокурор.
- В прошлом году, уважаемый суд, государственный обвинитель Есенбаев аналогично заявил. Слово в слово. Но к сожалению, в конце концов, эти свидетели так и не были вызваны в зал суда, - напомнил всем подсудимый Жанат Нурпеисов.
Напомним, на скамье подсудимых сейчас находится девять человек: пятеро выступают в суде из СИЗО (Аманжулов, Нурпеисов, Ачилов, Касабаев, Мусенов), двое находятся под домашним арестом (Абдыхамитов, Ашим), а еще двое объявлены в международный розыск (Ардан, Султанбеков). Их обвиняют в том, что (если перевести с юридического на общедоступный) они заранее договорились похитить деньги со строительства ЛРТ, БРТ и ИТС. Но для этого им пришлось привлечь к реализации проекта иностранные компании, подговорить их участвовать в хищении, а позже они через иностранные компании, якобы, получали деньги за невыполненные работы. То есть деньги по актам выполненных работ (но которые по версии следствия не были сделаны) перечислялись иностранным компаниям, а те, уже перечисляли ее остальной преступной группе.
Подсудимые же утверждают, что все работы были выполнены; цены на проект были не завышены, а соответствовали международным стандартам; все расчеты проверялись и одобрялись республиканской бюджетной комиссией в составе кабинета министров и не только; идея привлечь иностранцев принадлежала правительству, а не сотрудникам акимата Астаны; да и вообще, по их мнению, хищений с проекта на этой стадии не было.
Подсудимые уверены, деньги были похищены позже, когда проект курировал Адильбек Джаксыбеков и Нурали Алиев, которые сделали генеральным подрядчиком китайскую компанию (в этот момент в Астане появились столбы или прозванные в народе «памятники коррупции»).
К слову, в 2021 году судья Кажымукан Мекемтас в своем приговоре (он признал виновными и назначил от 7 до 10 лет лишения свободы) написал, что подсудимые ввели в заблуждение высших должностных лиц и вся вина лежит только на них. Теперь защитники хотят предупредить такие выводы суда, и все же допросить «небожителей».
Мы в социальных сетях