Фото из свободных источников

Глава ЖСК «Тау-Коктем» Арлен Байтолеш рассказал историю с одноимённым жилым комплексом. Он напомнил, как собственники квартир, купленных 17 лет назад, до сих пор не могут их получить, а теперь и вовсе могут остаться без жилья, - сообщает orda.kz.

По словам руководителя ЖСК, история началась в 2005 году. ТОО «Building Service» начало строить жилой комплекс в Ерменсае — престижном микрорайоне Алматы. Компанию основал важный для этой истории человек — Игорь Жаков. Кроме Building Service он через перекрёстное владение управлял еще двумя фирмами, ТОО «ФОНТ» и ТОО «Building Group». Последняя выступила генподрядчиком стройки. 

Затраты на создание жилья взял на себя знакомый Жакова, Игорь Самарин. Он оформил кредит в «Нурбанке», предоставив в качестве залога 5 га земли с находящейся на ней производственной базой. Банк открыл кредитную линию с лимитом $22,2 млн, позже выросшую до $104 млн. 

Вскоре через ряд сделок обеспечение сняли, а Самарин получил за свои услуги две квартиры, в том числе пентхаус площадью 346 кв.м., кладовку и два парковочных места. В его распоряжении они оказались путём заключения договора долевого участия без подтверждающих документов об оплате за них, в строящемся комплексе на общую сумму $964,8 тыс. 

На «Тау-Коктем» работали не только сотрудники Building Service. Некоторые работы выполняло ТОО «БТА-инвестстройгрупп», которой владел Тимур Конакбаев. Первоначальная сумма договора составляла 2,5 млн тг, оплачено 54,6 млн тг, закрыто актов выполненных работ на 299 млн тг. 

По имеющимся данным, в зачет части средств Конакбаев также получил квартиру общей площадью 248 кв.м., кладовку и два парковочных места в строящемся комплексе стоимостью почти в 35 млн тг. Полученное, как рассказал нарратор, он оформил на свою мать. 

По информации некоторых источников, компаньоны Жаков и Конакбаев через ТОО «БТА-инвестстройгрупп» по другим проектам задолжали «Нурбанку» более 20 млрд тг. и до сих не вернули деньги. 

Аналогичная ситуация была с ТОО «КТА Групп», учредителями которой являлись ТОО «NC-Commerce» и Темирлан Увакбаев, о нём ниже. Фирму возглавил Валерий Дауренбеков, однако ключевые решения принимал Конакбаев. В этих схемах принимали участие юристы Building Service и Building Group: Темирлан Увакбаев, Дана Курмангалиева, Наталья Сирота и Даурен Каттабеков. Компании оказывали платные услуги друг для друга. 

Подробно участники конференции остановились на том, как Жаков формировал цены. По стоимости квадратных метров к каждому дольщику или лжедольщику подход был разный. В качестве примера рассказчик привёл сделки с Самариным и Конакбаевой. В первом случае стоимость за 1 кв.м. составила 320 тыс. тг, во втором — 121 тыс. 

В 2008 году строительство остановилось. С 2009 года начались гражданские и уголовные судебные дела. В ходе расследования суд выяснил, что деньги дольщиков не шли на стройку. Их присваивал Жаков, выписывая расходно-кассовые ордеры. В итоге 8 июня 2020 года приговором Медеуского районного суда №2 Алматы учредитель Игорь Жаков был признан виновным в присвоении и растрате денежных средств, полученных от дольщиков.

Незаконную деятельность Жакова прикрывал Галым Садибеков, уверен рассказчик. В 2012 году он был депутатом Маслихата Алматы V созыва и одновременно занимал должность члена Общественного совета при Департаменте внутренних дел Алматы. Он также получил жилплощадь в ЖК «Тау-Коктем» — четыре квартиры, оформленные на третьи лица. В их числе два пентхауса общей площадью 1470 кв.м., две кладовки и четыре парковочных места. Общая стоимость недвижимости — $2,5 млн. 

Квартиры Садибеков получил не за услуги. Недвижимость на нужных людей Жаков переписал под давлением со стороны Садибекова, о чём сам сообщил на видео. По словам героя ролика, экс-чиновник вместе с группой лиц фактически занимался рейдерством.

Выступающий также расписал схему, по которой Садибеков забирал квартиры: 

  • Первую из них он оформил на своего сотрудника — некоего Танатарова, который, в свою очередь, переписал жилплощадь на сестру друга по фамилии Байгазиева, а она переписала «свою» новую собственность на отца экс-депутата — Садибекова Калыбая. 
  • Первым хозяином второй квартиры также стал Танатаров, переписавший пентхаус на Алпысбекова.
  • Третья недвижимость была оформлена на Жумаханову — сноху некого Азамата Курманова. Позже Курманов переоформил квартиру на Садибекова-старшего. 
  • Четвёртый случай — это пентхаус, оформленный на женщину по имени Наталья Савинская, аффилированную с Галымом Садибековым. Во всех четырёх эпизодах денежные взносы в ТОО «Building Service» не проводились. 

По некоторым источникам, Галым Садибеков давно занимается проблемной недвижимостью и часто прибегает к услугам подставных лиц. В начале 2012 года он через своего отца Калыбая Садибекова, доверенное лицо Талгата Алпысбекова, Игоря Мясникова, Гульжан Байгазиевой и Алибека Тукенова создал ЖСК «Тау-Коктем». Де-юре новая организация была создана с целью изъятия у «Нурбанка» незавершенного объекта и его достройки. Де-факто фирма управлялась доверенными людьми Садибекова-младшего. Алибек Тукенов в то же время возглавлял Building Service, поэтому и ЖСК, и застройщика контролировал один человек.

Также на пресс-конференции ЖСК «Тау-Коктем» прозвучала фамилия семьи Сарсеновых. Сагиятулла Сарсенов — бывший депутат Мажилиса РК, а его сестра, Ляззат Сарсенова, — успешная бизнес-леди. Одна из принадлежащих этой семье компаний — ТОО «Реиз GROUP» — в 2006 году поставляла в ЖК «Тау-Коктем» пластиковые окна. В свою очередь, Жаков был подрядчиком у Сарсеновых для здания Казгеологии, работы касались гостиницы «Гранд Тянь-Шань». Тогда же Жаков оформил на Сарсеновых три квартиры общей площадью 733 кв.м., три кладовки и три парковочных места на общую сумму более чем $2 млн.  

По словам нарратора, Сарсеновы фактически за недвижимость не платили и добросовестными дольщиками признаны быть не могут. При этом они претендуют на получение квартир, подкрепляя свои требования заключёнными договорами. Во всех инстанциях их представляет некая Ксения Сафронова. Она пишет жалобы, мотивированные в том числе действиями добросовестных дольщиков, заплативших за собственность ТОО «Building Service».

Выступающий уверяет: Сафронова и Казначеев имеют за спиной административный ресурс со стороны Садибекова и Сарсенова. По его словам, у последних есть связи в акимате, в ГАСКе, прокуратуре, в департаменте полиции. 

- Можно установить по записям видеокамер и книгам учёта, как они приходят в департамент полиции, как к себе на работу, и дают буквальные поручения следственной группе департамента полиции Алматы, в какую сторону вести следствие, - сообщил Арлен Байтолеш.

Во время конференции спикер также упомянул, что следствие находится на контроле прокуратуры Алматы, курирующим выступает зампрокурора Нурлан Ауганбаев. Дольщики ждут решения уже более двух лет. При этом, утверждает Байтолеш, прокурор то прекращает, то возобновляет уголовный процесс или даёт новые поручения следствию.

Эта история стала возможной благодаря бездействию закона. Решения судов игнорировались должностными лицами. Дольщики уверяют, что в руководстве МВД находилось заинтересованное лицо, дающее прямые указания полиции Алматы о приостановлении расследования в отношении Садибекова и требующее от следствия вести поиски в другую сторону.

Дольщики планируют обратиться к министру внутренних дел Марату Ахметжанову. По их словам, если министр действительно поручит следственной группе в ДП Алматы заняться расследованием вышеуказанных фактов, то тогда вопрос сразу же разрешится в правовом поле.

Дольщики считают: необходимо обратиться в Антикор для того, чтобы проверить все указанные факты в отношении должностных лиц. Также, утверждают они, это противоречит посланию Токаева о становлении Нового Казахстана и нулевой терпимости к коррупции среди госслужащих.