Процесс по обвинению лидера Демпартии продолжился в онлайн-режиме. И опять с помехами, - передает orda.kz.
На очередном слушании по делу Жанболата Мамая допросили последних свидетелей защиты. Они дали показания по второму эпизоду, инкриминируемому политактивисту. Речь идёт о распространении заведомо ложной информации о кредитной амнистии.
Напомним, потерпевшим по этому обвинению выступает Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
Первой в суде выступила Гулзар Туриева – одна из тех, кто подавала заявление в АРРФР, а также находилась у его здания вместе с Мамаем. Свидетель отметила, что не является членом Демократической партии, но поддерживает взгляды объединения.
Туриева, как и другие свидетели защиты, подтвердила, что не слышала объявлений о кредитной амнистии из уст Жанболата Мамая. По её словам, он лишь пытался единоразово добиться от государства списания задолженностей людей.
- Я не слышала, чтобы он призывал народ собираться у Агентства и штурмовать здание. В его видео в соцсетях был призыв о том, чтобы люди вместе попытались единоразово попросить о кредитной амнистии, – сказала Туриева.
При этом на обращение женщины в Агентстве по финнадзору отреагировали и помогли.
- Мне продлили график. Да, стало легче. Если раньше мой платёж был 90 000 тенге, то теперь – 50 000 тенге. Заявление я подавала в Агентство, но так как мой кредит в Kaspi Bank, такой график мне предоставил Kaspi Bank, – пояснила она.
На свой вопрос, почему Туриева не обратилась сразу в банк, а написала заявление в АРРФР, гособвинитель Еркин Баймагамбетов получил исчерпывающий ответ:
- А какой банк слушает народ? Даже в двери свои не пускают. Банк пошёл навстречу только потому, что мы пошли в Агентство, – сказала Туриева.
Присутствующая на заседании в Zoom представитель АРРФР Салима Джурунова прокомментировала показания свидетеля. Она подчеркнула, что обращение было коллективным, а не от одного человека.
- Было коллективное заявление в отношении лица, который обманом выманивал у людей деньги. Мы передали обращение в правоохранительные органы. Кроме того, порекомендовали заявителям обратиться к кредиторам. Также мы направили заявление в Kaspi Bank, и уже со стороны банка был предоставлен график, – объяснила Джурунова.
Несмотря на то, что у прокурора оставался ещё один вопрос, допрос Туриевой завершился. Связано это с трудностями переводчика, заменяющего на слушании основного специалиста. Как оказалось, ему требовалось уйти на другой процесс. Поэтому прокурор снял свой вопрос, назвав его несущественным.
Проблемы возникли и с показаниями второго свидетеля защиты – Айнагуль Жаманкуловой. Она долго не могла подключиться к слушанию. Напомним, процесс перевели в онлайн-режим ещё 23 декабря из-за болезни председательствующей судьи Елены Кван. И, судя по сохранению формата, поправить здоровье она не успела.
Подключившись, Жаманкулова рассказала подробности касательно кредитной амнистии. Выяснилось, что она тоже обращалась в Агентство по финнадзору.
- Я писала заявление о том, чтобы решили проблему с товарной рассрочкой. На третью оплату банк без предупреждения добавил мне проценты. Я и раньше хотела обратиться, так как этот вопрос остро стоит для меня, – сказала свидетель.
Она также сообщила, что не является членом Демпартии и не слышала от Мамая объявлений о «точном списании кредитов».
Прокурор Баймгамбетов задал вопрос, почему Жаманкулова решила обратиться в АРРФР, а не напрямую в банк, и вот что она ответила:
- Раньше в этом здании находился Национальный банк. После я узнала, что теперь здесь располагается Агентство. Я пришла и написала заявление, – объяснила свидетель.
По её словам, на два заявления ответа от Агентства не пришло, и вопрос так и не решился. Представитель АРРФР Салима Джурунова, в свою очередь, сказала, что ответ был отправлен Жаманкуловой по почте с рекомендацией обратиться в банк.
На этом защита представила всех своих свидетелей. Далее слушание должно было перейти к выступлению экспертов. Но государственный обвинитель не смог связаться со специалистами.
По этой причине в судебном процессе по делу Мамая снова перерыв. Следующее заседание состоится 10 января, где мы услышим заключения по филологической и политологической экспертизе.
Мы в социальных сетях