©Кира Прейс, sotreport.kz

Неопределенность и противоречия в показаниях потерпевших по делу QNET ставят под сомнение их искренность. Большинство заявлений основаны на слухах и пересказах, а сами потерпевшие не могут назвать точных обстоятельств, которые привели к их убыткам, сообщает Sotreport.kz.

Напомним, в Кызылординском суде №2 под председательством судьи Жулдыз Жакеевой рассматривается очередное дело QNET. Независимых представителей (НП) компании обвиняют в создании и руководстве финансовой пирамидой (ст. 217 ч.3 п.2 УК РК). На скамье подсудимых пятеро – Бауржан Уали, Дархан Шынгожаев, Рустем Жумагельдиев и сестры Гаухар и Гульзат Бельгибай. По версии следствия они завлекали жителей Кызылорды и Кызылординской области, обещая хороший заработок. Для этого нужно было зарегистрироваться в QNET, приобрести дорогостоящую продукцию и привести еще минимум двоих людей на таких же условиях.

Однако спустя несколько месяцев работы никто не разбогател. Но при этом потерпевшие (их по делу проходит 51 человек – от авт.) не стали никуда обращаться, а просто прекращали приходить в офис. Лишь спустя несколько лет они обратились с заявлением в ДЭР, сетуя на обман со стороны подсудимых. Как оказалось они увидели в соцсетях информацию, что можно вернуть деньги и поэтому обратились в правоохранительные органы. К слову, «сарафанное радио» сыграло немаловажную роль в допросах и заявлениях потерпевших. Ведь чаще всего там указывались не фактические обстоятельства дела, а информация, полученная при общении с другими заявителями.

Например, оказалось, что Марат А. был знаком лишь с тремя подсудимыми, тогда как в заявлении написал данные пятерых людей. Одного из них на скамье подсудимых вовсе нет, тогда как про Бауржана Уали нет ни слова. Но это не помешало потерпевшему настаивать, что ущерб необходимо взыскать со всех подсудимых. При этом заявленная сумма составляет около 4 млн тенге. В нее входит стоимость продукции и сборы за регистрацию и офис не только Марата А., но и трех других потерпевших. Которые, к слову, также заявили собственные требования.

Такая же картина складывается и с другой потерпевшей Галией М. На суде она не смогла назвать анкетные данные подсудимых, которые указаны в ее заявлении, а также подтвердила, что лично не знает часть из них. Выяснилось, что в день подачи ее заявления к следователю приехало сразу несколько потерпевших. Во время разговора с ними они и узнала данные подсудимых, которые потерпевшие переписывали друг у друга.

- Почему вы всех записали, а не только того, кого знаете? Почему указали всех, кого видели и не видели? Это же основной документ, – уточнила судья Жакеева, но ответа так и не получила.

Собственно, исходя из показаний Галии М. выходит, что многие моменты, о которых она говорила на допросе следователя, взяты со слов других людей. Например, что карты путешествий не работают, а деньги шли подсудимым, которые тратили их на свое усмотрение. Вот только в суде уже не раз было документально подтверждено, что потерпевшие заблуждаются в своих суждениях. В том числе показаниями иностранных представителей QNET, чеками и ответом из налоговой. Однако люди все равно продолжают настаивать на виновности подсудимых, хотя и затрудняются объяснить в чем же именно заключается их вина.

Читайте также: Жители Кызылорды не разобрались с правилами бронирования отеля и подали в суд

Чаще всего звучат слова: «Они обещали, что я буду хорошо зарабатывать, но обманули». Вот только тут же добрая половина допрошенных потерпевших признается, что пробыли в компании едва ли полгода. За это время им удалось привести от силы несколько человек, да и на обучение ходили не так часто. Ведь для того, чтобы получать доход надо было продать товар QNET на определенную сумму (около 1 млн тенге – от авт.). Но тем не менее, в своей несостоятельности как продажника, они винят подсудимых.

По словам потерпевших им обещали помогать в работе. Якобы, если не получится найти людей, то это сделают за них. То есть, по сути, люди надеялись заработать ничего не делая. А когда не получилось, видимо решили возместить потраченные деньги за счет подсудимых.

- Какое преступление эти люди (подсудимые – от авт.) совершили? – спросила у одной из потерпевших адвокат Далабаева.

- Вина в том, что они работу привезли. Привлекли людей, мотивацию дали, им нужно было дальше продолжить работать с нами.

- Если бы они дальше продолжили работать, то вы бы не писали заявление? Но, потому что вы написали их посадили, и они не смогли работать дальше, - отметила адвокат, но потерпевшая стояла на своем.

К слову, подсудимые с самого начала настаивают на отсутствии вины. Они уверены, что работали в соответствии с законодательством и правилами компании. По факту, подсудимые являются такими же независимыми представителями QNET, как и потерпевшие, единственное что проработали гораздо больше и от того опытнее.

При этом основные претензии потерпевших, помимо отсутствия заработка, касаются купленной продукции. В большинстве случаев это карта путешествий и ювелирные изделия. Они считают, что золото и бриллианты подделка (так сказали в ломбарде – от авт.), а карты не работают. И даже экспертизы и официальные ответы из QNET видимо недостаточно убедительны. Тем не менее, вместо того чтобы предъявлять свои претензии непосредственно к дистрибьютеру товара, они требуют возврат средств с подсудимых. Зачастую указывая в исках суммы вместе с процентами, ведь у многих не было денег на дорогостоящую покупку, а потому потерпевшие обращались в банки. Теперь они хотят, чтобы подсудимые «закрыли» их кредиты, не возвращая при этом купленный товар.

Заседания продолжаются…

Читайте также: Жители Кызылорды не разобрались с правилами бронирования отеля и подали в суд