фото: freepic.com

Один из фигурантов дела нефтяников не стал подсудимым. Следствие не смогло добиться его экстрадиции, и видимо поэтому, дело в отношении него было выделено в отдельное производство. При этом, в обвинительном акте, его фамилия указана 47 раз, сообщает SotReport.kz.

- Его действия прямо описываются как преступные, соучастие по всем эпизодам данного дела. Между тем, суду Кенисбайулы (бывший директор ТОО «Apina Export») не предан. В силу требований ч.4 ст. 44 УПК выделение дел допускается если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследований обстоятельств, и разрешению дела. А по обвинительному акту видно, что без Кенисбайулы невозможно выполнить требование закона, - сообщил в суде адвокат Ардак Балпыков и попросил вернуть дело прокурору, и возможно, привлечь человека к ответственности заочно.

За все время следствия вопрос о предании Кунисбайулы суду заочно органом досудебного расследования не рассматривался. Хотя закон это позволяет. Как отметили юристы, в отдельное производство выделяют только дела, в которых место нахождения подозреваемых не установлено. Кроме того, защита считает, что рассмотрение текущего дела без обвиняемого (обвинительным актом) повлечет нарушение его права на защиту, а вместе с тем права на защиту подсудимых по текущему делу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спецназ в СИЗО: новые правила повторного задержания в Казахстане. Дело нефтяников

- Органам досудебного расследования известно где находится Кенисбайулы. Еще в мае месяце стало известно, что он находится в ОАЭ. Насколько мне известно, эмираты отказали в экстрадиции, но документы эти не представлены в материалах дела. Я так понимаю, что кулуарно дело выделили в отдельное производство. Но раз лицо установлено, то каким образом, они пишут в нашем обвинительном акте – не установлено где находится лицо. Хотя им известно, где оно находится, - отметила адвокат Эльмира Абдулина.

- То что Кенисбайулы не предан суду, недопустимо что его фамилия сейчас оглашается в рамках судебного разбирательства, - добавил адвокат Олжас Оралбеков.

Прокурор Гульмира Кадамбаева ответила, что следствие направило письмо на поимку Кенисбайулы в международную организацию. А 29 марта 2024 года национальное центральное бюро Интерпола уведомило, что подозреваемый был задержан на территории ОАЭ.

- Однако 12 апреля 2024 года было направлено требование в ОАЭ об экстрадиции Серикжана Кенисбайулы для привлечения его к уголовной ответственности. Но ответа на данное ходатайство по настоящее время не поступило, - добавила она.

Суд выслушав доводы, пришел к выводу, что они не мешают проведению главного судебного разбирательства, и продолжил процесс.

Свидетели или специалисты?

В ходе судебных заседаний возник спор вокруг двух свидетелей обвинения, который привел к заявлению об отводе суда. Оказалось, что следствие сначала допросило их как свидетелей, а спустя пару месяцев их привлекли как специалистов. При этом по словам защиты, поставленные вопросы были практически идентичны тем, что задавались при допросе. А потому ни допросы, ни результаты исследования, по мнению адвокатов, не могут быть признаны допустимыми.

Как отметил в своем ходатайстве адвокат Жанарбеков, специалист не может участвовать в уголовном деле если он вызывался или может быть вызван в качестве свидетеля (ст.92 п.1 и 87 п.3  УПК РК) и подлежит отводу. Но из-за того, что следствие все же привлекло их в качестве специалистов, свидетели были вынуждены дать, как считает защита, неправомочное заключение.

- Понятно, что следствие допросило человека в качестве свидетеля, получило у него ту же расписку об уголовной ответственности, соответственно он уже не может быть независимым незаинтересованным лицом, когда в последующем будет привлечен в качестве специалиста. Он будет связан своей распиской и показаниями в качестве свидетеля. Исход заключения специалиста был уже заведомо предрешен, - дополнил к ходатайству коллеги адвокат Балпыков.

В Транспортной прокуратуре с мнением защиты не согласны, ведь специалистов предупредили об уголовной ответственности и за заведомо ложное заключение. А значит выводы априори были объективными. Суд же посчитал, что вопрос о допустимости показаний свидетелей и заключения лучше решить в совещательной комнате при вынесении приговора. А до того момента надо продолжить допрос.

Такое решение вызвало негодование со стороны защиты и судье Байбосыновой был заявлен отвод. По словам адвоката Абдуллиной, продолжать допрос нельзя, так как непонятно человек является свидетелем или специалистом.

- Я полагаю заинтересованность суда. Без разрешения вопроса о признании допустимым либо недопустимым заключение специалиста, что суд заинтересован в исходе дела, продолжая процесс, - огласила причины отвода адвокат Абдуллина. - Свидетель не может одновременно выступать специалистом в рамках одного и того же дела, так как их процессуальные статусы и роли различны. Это ограничение связано с тем, что участие свидетеля и специалиста преследуют разные цели и совмещение этих ролей может повлиять на объективность и достоверность сведений, предоставляемых в ходе расследования.

Однако судья, рассматривающий ходатайство об отводе, посчитал доводы защиты неубедительными. А потому рассмотрение дела продолжила без изменений судья Байбосынова. 

Про дело

В Астане начался судебный процесс по делу о незаконном производстве и контрабанде дизтоплива. В межрайонном суде по уголовным делам его рассматривает судья Сандугаш Байбосынова. На скамье подсудимых пятеро: директор ТОО «КНПЗ» Антон Новицкий, директор ТОО «Вернал Ойл Казахстан» (ВОК) Евгений Гребнев, директор ТОО «Apina Export» Жанибек Дарибаев и юридический консультант компании Аманай Махметов, а также учредитель ТОО «КНПЗ» Марат Абиев, который ранее был осужден за организацию незаконного фонда «Архитекторы будущего».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рабочий чат компании в what’s app стал доказательством существования ОПГ

Подсудимых обвиняют по статьям 197 ч.4 п.1,2 УК РК (транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения) и  234 ч.3 п.2 УК РК(экономическая контрабанда). Кроме того, Марату Абиеву предъявлено обвинение в создании и руководстве ОПГ (ст. 262 ч.1),а остальным фигурантам - участие в ней(ст.262 ч.2). 

На данный момент суд допрашивает свидетелей обвинения и экспертов, на чьих выводах и основывается обвинительный акт.