Фото: Центр национальной экспертизы

12 ходатайств защиты судья оставила открытым, не приняв никаких решений по ним, сообщает Sotreport.kz со ссылкой на BES.media.

В Астане продолжается главное судебное разбирательство в отношении самого известного в соцсетях санитарного врача Садвакаса Байгабулова. Дело о неслучившейся взятке близиться к завершению. На заседании адвокат подсудимого Асхата Манкеева, бывшего руководителя Национального центра экспертизы по Жетысуской области, Динара Жубатова заявила 12 ходатайств и все их суд оставил открытыми. Также на суде допросили Манкеева. Он рассказал свою версию дела, и она не сходится с показаниями свидетелей. 

На скамье подсудимых по делу санврачей:

  • экс-руководитель Национального центра экспертизы по Жетысуской области Асхат Манкеев
  • бывший заместитель председателя Наццентра Садвакас Байгабулов. 

Просил занять деньги?

Манкеев рассказал, что в июле 2022 года встречался с Аманжалом Утегалиевым в Алматы. Кстати, Утегалиева Манкеев называет «наставником». 

На встрече они обсуждали оборудование для лабораторных исследований. Тогда же Утегалиев просил у Манкеева занять денег, но конкретную сумму не называл. Манкеев не отказал в просьбе. 

Через месяц они вернулись к разговору о займе. Утегалиев попросил занять миллион тенге. Такой суммы у него сразу не оказалось, поэтому Манкеев обратился к своему отцу, который и занял ему 2500 долларов. Забрав деньги, Макеев отправил их самолетом в Астану. По его словам. Утегалиев не хотел терять деньги в комиссии при переводе через Kaspi Bank. 

Манкеев отмечает, что деньги не предназначались для Байбагулова.

Требовали дать показания против Байгабулова

Манкеев рассказал в суде, что на протяжении досудебного расследования на него оказывал давление досудебный следователь Салдырбаев и первый заместитель департамента Бахытов.

Они давили на него, чтобы тот признал свою вину, а когда Макеев отказал – то принуждали дать показания против Байгабулова, которого, по словам подсудимого, он видел один раз.

«Напиши что вымогал у тебя деньги в размере 5000 долларов, часто тебе звонил, спрашивал деньги», – процитировал подсудимый Манкеев сотрудников антикора.

Угрожали ему, начиная с самого задержания и на протяжении всего дела, рассказал Манкеев. Они также требовали и процессуальное соглашение, апеллируя тем, что если Манкеев не подпишет документ, то его лишат свободы на четыре года, а адвокатов лишат лицензии. Ни на одно из условий, по словам подсудимого, он не пошел и его закрыли в следственном изоляторе.

Читайте также: Экс-вице-министру нацэкономики и замакима Алматы Ильясу Усерову запросили почти 7 лет заключения

Отношения с Киясовым

Заявление на Манкеева написал его шеф – глава Национального центра экспертизы (бывший главный санврач Казахстана) Ерлан Киясов. По словам подсудимова, он общался и созванивался с Киясовым, но говорили они в основном на повышенных тонах.

Манкеев считает, что Киясов к нему предвзято относился. Именно поэтому при любом удобном случае поднимал на общих собраниях и отчитывал. Но задержали Манкеева после встречи с шефом, на которую его пригласил сам Киясов.

Но несмотря на такое отношение, Манкеев сообщил, что никуда с жалобами письменно не обращался. 

Свидетель говорит по-другому

Аманжол Утегалиев, экс-руководитель городского управления СЭС по Актобе, на прошлом заседании дал показания против Манкеева: он утверждал, что должна была состояться взятка и пошел на сотрудничество с Антикором. Но, хоть и сам Утегалиев должен был выступать посредником взятки, с него было снято обвинение.

Манкеев сказал, что ознакомлен с показаниями Утегалиева, но не согласен. Он выдвинул свою версию.

Манкеев считает, что на Утегалиева было тоже оказано давление со стороны антикора и поэтому он дал такие показания. Кроме того, по его словам, Утегалиев и сам открыто заявил, что сотрудничал с антикором.

Подробности задержания

Выяснилось, что во время задержания Манкеев был в нетрезвом состоянии — кстати, после встречи с Киясовым, который сам его и пригласил. Они пили алкоголь и курили до ночи.

Как только подсудимого задержали, его сразу же начали допрашивать и отняли телефон. По его словам, несмотря на то, что он был в нетрезвом состоянии и просил дать телефон, чтобы найти адвоката, сотрудники требовали писать заявление против Байгабулова.

В деле фигурирует аудиозапись, где Манкеев говорит Утегалиеву «там есть знающие тебя люди». Сам подсудимый утверждает, что факта записи не помнит.

12 ходатайств

В своих ходатайствах адвокат Динара Жубатова сделала упор на показания Утегалиева. По её мнению, в них есть немало нестыковок.

К примеру, Утегалиев не смог рассказать, что за диктофон использовался для записи, какого он был размера и где находилось устройство. 

На вопрос, подписывал ли Утегалиев документы о том, что взял у антикора оборудование, а затем — что вернул оборудование обратно, он ответил, что не помнит. Также он не ответил, где находится здание антикора, в которое он лично приходил, и кто принимал его в здании.

Не сходились и временные рамки составления протокола, принятия решений и не были соблюдены правила УТП.