Один из подозреваемых по делу «Астана LRT», экс-руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашид Аманжулов сомневается в объективности прокурора и его желании установить истину по делу о хищениях при строительстве в столице системы ЛРТ. Об этом он заявил во время заседания следственного суда по вопросу продления меры пресечения в виде ареста, сообщает корреспондент ИА «NewTimes.kz»
Рашида Аманжулова подозревают в подписании сводно-сметных затрат отраслевого заключения и решении о проведении государственных закупок для привлечения иностранных консультантов по управлению проектом строительства ЛРТ. Ранее в список его преступлений, по мнению прокурора, входило участие в организованной преступной группе. Но апелляционная коллегия решила, что это подозрение орган следствия выдвинул преждевременно.
При этом, решение о проведении госзакупок было основано на протокольных поручениях правительства: премьер-министра и акима города. При этом в поручении главы Кабмина говорится, что именно правительство будет разрабатывать и утверждать техспецификацию по проекту. К слову 90% денег на разработку проекта было перечислено на счета этих иностранных компаний – консультантов.
Сводно-сметные затраты также были подписаны по протокольным поручениям тогдашнего премьера Сагинтаева от 21 января 2014 года, затем письму уже другого главы правительства Серика Ахметова и согласованию вице-премьера Исекешева от 25 сентября 2016 года.
«Прямое протокольное поручение мне дается – утвердить сводно-сметные затраты. И если посмотреть сам документ, то там не только моя подпись. После меня там идет заместитель акима по экономике Ерсайын Нагаспаев (сейчас управляющий директор по обеспечению АО НК «КТЖ» — прим. автора). Он согласовал, он экономист. Но он не проходит подозреваемым, он свидетель. Я не отвечаю за экономику, у меня техническая специальность. Я отвечаю, чтобы были ПСД, ТЭО и т.д. а экономической части я не касаюсь. Это прекрасно знает орган следствия. Тогда в чем моя вина, если я исполняю протокольные поручения вышестоящих органов?» – обратился к суду, прокурору и следователю Рашид Аманжулов.
Он также напомнил, что счетный комитет и финансовый контроль, проверяя работу его управления, никаких нарушений не нашли. Акты их проверок до сих пор под сомнения не ставились. Кроме того, согласование сводно-сметных затрат проходило в министерстве транспорта и коммуникаций (МТК), ведь именно это ведомство являлось администратором проекта «Астана LRT», но к ним у следствия вопросов не возникло.
«То есть у нас орган следствия, прокурор говорит: «глава государства здесь не при чем, я считаю тебя выше. При этом я плевать хотел на протокольные поручения. Пусть вот этот за них сидит, отвечает». Я так расцениваю это все», — высказался в сердцах Аманжулов.
На протяжении всего заседания следственного суда Аманжулова интересовало, в чем же конкретно его обвиняют. Этот вопрос он задал суду, следователю и прокурору более 10 раз, но ни разу не получил на него внятный ответ.
В суде
«Уважаемый господин обвинитель, прошел месяц с последнего судебного заседания по вопросу продления сроков моего ареста. В прошлый раз, я задавал вопрос: «какую статью бюджетного законодательства я нарушил?». Вы обещали уточниться, и ответить на него. Скажите, вы можете пояснить, какую статью бюджетного законодательства я нарушил?» – спросил Аманжулов, но ответа не последовало.
«Аманжулов подозревается в совершении преступления, указанном в квалификационном постановлении деяния. Там, указано в чем он обвиняется. Постановление было ему направлено, и он с ним ознакомился», —ответил после вмешательства судьи Бабатова руководитель следственно-оперативной группы (СОГ) Азамат Тукенов.
— Там не написано, какую статью бюджетного Кодекса я нарушил, — парировал подозреваемый.
— Там вопрос в том, что вы, заведомо зная, что сметные заявки… сумма в них является завышенной, вы их подтвердили, подписали. И направили в вышестоящие уполномоченные органы, — пояснил Тукенов.
— Вы говорите про сводно-сметные затраты. То есть бюджетный кодекс я не нарушал. Правильно понял вас?
— Нет, неправильно. Вы, заведомо зная, что бюджетные заявки завышены, ФЭО, ТЭО, тем не менее, их подтвердили и подписали, — продолжил отвечать руководитель СОГ.
— Я бюджетную заявку не подписывал, вы это прекрасно знаете. Бюджетную заявку подписывал МинТрансКом. Тогда какой документ я подписал?
— Бюджетная заявка подписана на основании документов, которые вы предоставили
— Какой документ я подписал?
— Это уже вопрос рассмотрения дела в главном судебном заседании, — сообщил Тукенов, но Аманжулов продолжал настаивать на своем.
Спустя некоторое время в ситуацию вмешался судья Бабатов. Он тоже посчитал, что вопрос Аманжулова относится к стадии главного судебного разбирательства. И посоветовал ему там доказывать свою невиновность.
— Я тут третий год нахожусь. А мне не объясняют, в чем моя вина. Я три года прошу – скажите, на какую статью мне сослаться, и я сошлюсь на нее и успокоюсь. Мне говорят, что я нарушил закон об архитектуре, но это касается ПСД, мне говорят, что я нарушил бюджетное законодательство. Скажите статью, и я успокоюсь! Но мне никто не говорит. Я вправе знать, в чем я подозреваюсь, ОПГ с меня сняли, потому что апелляционная инстанция сказала, что меня преждевременно заподозрили в участии в ОПГ. А то меня подозревали, что якобы какого-то организатора группы поручения выполнял. Но в материалах дела никаких доказательств подозрениям не оказалось. Теперь я прошу ровно месяц – скажите, в чем я подозреваюсь согласно бюджетного Кодекса или закона об архитектуре и градостроительства. Вы мне вообще никакие документы не предоставили, — продолжил подозреваемый, но прокурор Мустафин попросил снять вопрос, его поддержали Тукенов и судья.
Судья еще раз сообщил подозреваемому, что на данной стадии доказывать свою невиновность ему не нужно, добавив, что в следственном суде рассматривается лишь вопрос продления санкции. После чего, судья Бабатов уточнил: «какое у вам мнение по вопросу продления?»
— Какое может быть мнение? Отпустите меня домой, я не согласен с этим продлением. Если я не могу вам объяснить, в чем меня подозревают. Тогда кому мне объяснять? Просто так сидеть, пусть меня дальше закидывают? — расстроился Аманжулов.
— Виновность и доказательства квалификации следственный суд не рассматривает, – еще раз повторил судья.
Аманжулов не выдержал и начал цитировать статью уголовного кодекса, доказывая, что судья обязан проверять обоснованность подозрений. Но судья не дал ему договорить.
— Если вы мне рот затыкаете, ваша честь, то у меня нет вопросов. Прошу не применять ко мне меру пресечения в виде ареста и отпустить меня домой, — заключил подозреваемый.
Расстроенный отношением к себе со стороны суда Аманжулов напомнил, что уже более 2-х лет находится в СИЗО, хотя по закону срок содержание под стражей не может превышать 18 месяцев. Однако, суд почему-то не считает время, которое обвиняемые находятся в изоляторе во время судебного процесса.
— Тот срок, который был во время суда, он куда относится? Я кому могу задать этот вопрос? Адвокат говорит, что относится к 18 месяцам, прокурор говорит, что не относится. Но я тут сижу. Мне к кому обратиться, кто мне предоставят квалифицированную помощь. Почему прокурор не защищает мои права. Он должен защищать и мои права, — сказал Аманжулов, но ответа не получил.
Суд ушел в совещательную комнату, а вернувшись, заявил, что продляет Аманжулову срок содержания под стражей еще на один месяц. К слову, остальным подозреваемым по делу срок тоже продлен до 19 января 2022 года. Так как производство по делу не окончено, и органу досудебного расследования необходимо провести ряд следственных действий.
Судья Бабатов отметил, что постоянное место жительства, работа, несовершеннолетние дети и престарелые родители на иждивении не являются основанием для изменения меры пресечения Аманжулову на более мягкую. Потому как «даже в таких обстоятельствах, находясь на свободе, подозреваемый может скрыться от следствия».
Рашид Аманжулов является одним из подозреваемых по делу о хищениях 5,8 млрд тенге при строительстве ЛРТ в столице Казахстана. Кроме него по делу проходили бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель управления экономики и бюджетного планирования города Астаны Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим, а также сотрудники разных предприятий: Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов, Даурен Абдыхамитов. Подсудимые вину свою отрицали.
Главное судебное разбирательство по делу об «Астана LRT» началось осенью 2020 года.
8 мая 2021 был вынесен приговор, по которому фигурантов дела приговорили к различным срокам тюрьмы и обязали вернуть в казну почти 6 млрд тенге.
Тогда сообщалось, что организаторы (по версии следствия) преступления — бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан — находятся в международном розыске.
Месяц спустя стало известно, что антикоррупционная служба не стала возбуждать уголовное дело в отношении Султанбекова и Ардана, хотя имела на это право.
24 августа состоялось первое заседание апелляционной инстанции.
К 7 октября 2021 года судья Абай Кокжалов отменил приговор суда первой инстанции и отправил дело прокурору для устранения допущенных нарушений.
Приговор вступил в силу с момента его полного оглашения — 15 октября 2021 года. Тогда стало известно, что только двое обвиняемых, проходивших по делу о хищениях при строительстве линии ЛРТ, выйдут на свободу.
При этом меру пресечения в виде содержания под стражей для остальных подозреваемых суд продлил на один месяц, до 19 декабря.
Адвокаты оставшихся под стражей подозреваемых пытаются доказать судьям, что их подзащитные не должны находиться под стражей.
14 декабря антикоррупционная служба сообщила местонахождение фигурантов по делу об «Астана LRT» Талгата Ардана и Каната Султанбекова.
Талгат Ардан находится в Турции. Судом заочно выдана санкция на его арест. Правоохранительными органами Турции проводятся мероприятия по установлению его местонахождения и задержанию.
Вместе с тем, установлено, что Султанбеков находится на территории США. Неоднократно направлялись ходатайства об его задержании и экстрадиции.
15 декабря адвокаты других подозреваемых заявили о нарушении прав своих подзащитных и подали жалобу в Верховный суд.
Накануне стало известно, что главным фигурантам дела о хищениях при строительстве линии ЛРТ бывшему замакиму столицы Канату Султанбекову и экс-главе «Астана LRT» Талгату Ардан предъявят минимальное обвинение.
Фото: tengrinews.kz
Мы в социальных сетях