Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Жертва может промолчать о причинах травмы в момент обращения к врачу.

В Казахстане предлагают более подробно фиксировать телесные повреждения и психоэмоциональное состояние людей во время обращения в лечебные учреждения с травмами. Это делается в помощь жертвам насилия, которые на момент обращения к врачу могут скрыть реальные причины случившегося. Но когда пройдут время, страхи и следы насилия, люди смогут воспользоваться медицинской документацией, в которой будут подробно описаны все травмы и психоэмоциональное состояние жертвы. Подробнее об этом корреспонденту Liter.kz рассказал врач Общественного фонда «Аман-саулык» Гинтаутас Кентра.

По его словам, когда человек получает телесные повреждения, главное правильно зафиксировать их, а также психоэмоциональное состояние пострадавшего.

«Если состояние жертвы насилия было зафиксировано с ошибками, то становится невозможным доказать наличие причинения вреда здоровью и такие дела уже, как правило, не доходят до суда», — сказал он.

В первую очередь, люди обращаются в лечебное учреждение для получения медицинской помощи. В дальнейшем медицинскую экспертизу можно провести ретроспективно — на основании первой записи.

Когда человек попадает в приемный покой больницы, он может не рассказать в тот момент врачам о том, что было насилие. Ведь часто люди просто боятся либо их могут сопровождать те, кто причинил этот вред, в том числе даже сами сотрудники госорганов. Поэтому жертва может промолчать или соврать о причинах получения травмы в момент обращения к врачу.

Затем, когда пройдет некоторое время, человек осознает, что с ним произошло. Когда угрозы нет, он может без страха привлечь к ответственности виновников. Но к тому моменту следы насилия уже обычно исчезают и доказать что-либо практически невозможно.

«Сейчас, если человек обратился к врачу с травмами, то медик передает информацию в правоохранительные органы. Но когда поверхностно описывают телесные повреждения, то через время уже невозможно определить степень их тяжести, поэтому нужна подробная фиксация. В частности, размер гематом, ран, их характер, расположение, точное описание других повреждений, чтобы ничего не пропустить, а также психоэмоциональное состояние пострадавшего, например, был ли он подавлен, испуган, заторможен, возбужден, в депрессии и так далее», — пояснил врач.

При этом, по его словам, заполнение анкеты займет не больше 10 минут. В будущем, разработчики инициативы рассчитывают, что это время сократят до шести-восьми минут.

Детям в помощь

Такой же подход предлагается применять и к детям. В Казахстане очень часто издеваются над детьми, бьют их и насилуют. В последние годы эти случаи оборачивались громкими скандалами.

Внедрение новой отчетности поможет детям, подвергшимся насилию как сейчас, так и в будущем. К примеру, если на момент насилия ребенок не осознавал произошедшее и не мог защитить свои права.

«В нашей стране существует срок давности освобождения от уголовной ответственности. По особо тяжким преступлениям он составляет 15 лет. Но мы неоднократно слышали о таких делах за рубежом. Став взрослыми, люди заявляли о насилии со стороны своих воспитателей, которое произошло в детстве, и такие дела там рассматриваются», — объяснил Кентра.

Все сведения, занесенные в медицинскую форму, будут хранить многие годы. При необходимости это может стать доказательной базой.

Пилотный проект

По словам врача, предлагаемую инициативу запустят как пилотный проект на три месяца в четырех клиниках – в Нур-Султане, Алматы и Караганде.

«Мы планируем, что сам приказ мог бы выйти уже в 2022 году, возможно, весной», — спрогнозировал врач.

Форму будут заполнять в электронном виде. К работе привлекли судебно-медицинских экспертов, а также учитывали опыт соседних стран.

В целом, инициатива, по его словам, укладывается в рамки «Стамбульского протокола» против пыток, к которому присоединился и Казахстан.

Зачем это все

Глава Общественного фонда «Аман-саулык» Бахыт Туменова рассказала, что в мировом сообществе Казахстан признан страной, где применяются насилие и жестокое обращение.

«Проблема в том, что очень высокий уровень бытового насилия идет над  детьми и женщинами. Это стало особенно актуально в период пандемии. Жестокое обращение имеет место в интернатах для психически больных, детей с физическими отклонениями и даже в местах лишения свободы», — сказала она.

Не всегда жертвы насилия и жестокого обращения могут сразу сориентироваться и понять, что нужно идти в суд. Чаще всего, для этого человек должен созреть и сначала «переварить» все, что с ним произошло. И к этому моменту, все зафиксированные повреждения станут ему реальной помощью в защите своих прав.

5 октября 2021 года сообщалось, что с 2022 года в Казахстане предлагают увеличить выплаты жертвам педофилов и торговли людьми