Коллаж Orda.kz

Дархан Дильманов стал вторым осужденным директором Пограничной службы КНБ. Его предшественник Нурлан Джуламанов в марте 2015 года был признан виновным в получении взяток в особо крупном размере, создании и руководстве организованной преступной группой и приговорен к 11 годам лишения свободы, передает Sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz

Генерала Дильманова задержали в июне прошлого года. Пресс-служба КНБ не сообщала подробностей уголовного дела, ограничившись скупой фразой «подозревается в злоупотреблении властью на пограничных постах казахстанско-китайской границы». Поскольку следствие и суд проходили фактически в закрытом режиме, выяснять подробности пришлось из собственных источников информации.

Суть претензий к Дильманову сводится к разработанной и утвержденной в 2020 году Пограничной службой КНБ временной схеме проезда транспортных средств через казахстанско-китайскую границу. Тогда это была вынужденная мера, поскольку из-за пандемии коронавируса грузопоток из КНР снизился, и в нашей стране возник дефицит некоторых импортных товаров. Для возобновления товарооборота было принято решение создать приграничные логистические центры. Один из них находился в самом крупном в Казахстане международном автомобильном пункте пропуска «Нур жол» в Хоргосе, ранее фигурировавшем в других громких процессах. Принадлежал логистический центр частной компании, которая, по сути, получила огромную долю рынка транспортных услуг. 

Автомобильный пункт пропуска на границе. Фото Яндекс, с сайта Orda.kz

До поры до времени такое положение дел всех устраивало. Однако в 2022 году вдруг выяснилось, что перевалка грузов по временной схеме не соответствует нормам закона, и частная компания работает с нарушениями. Следователи КНБ с апреля по декабрь 2022 года разбирались, как так получилось. Тогда в их поле зрения и попал генерал Дильманов. 

Детали уголовного дела покрыты тайной, все адвокаты и свидетели отказались от комментариев. Как выяснила Orda.kz, защита настаивала на том, что деятельность частной компании была прозрачной, ее сотрудники работали в рамках своей компетенции, поэтому обвинения не обоснованы. Следствие, в свою очередь, утверждало, что ТОО работало незаконно, а ущерб от его деятельности превысил четыре миллиарда тенге. Что касается генерала Дильманова, то он якобы лоббировал это предприятие. Всего по делу проходили восемь подозреваемых. Одни находились под подпиской о невыезде и домашнем аресте, другие содержались под стражей. Всем вменялась вторая часть статьи 450 УК РК «Злоупотребление властью».

В июле 2023 года уголовное дело, состоящее из 200 томов, было передано в военный суд алматинского гарнизона. По словам наших источников, все внимание сторон было сфокусировано на полномочиях пограничников и предпринимателей. Адвокаты делали ставку на том, что временная схема проезда транспортных средств была разработана самим погранведомством, поэтому в действиях их подзащитных нет криминала. Гособвинение придерживалось версии, что  из-за попустительства руководства погранслужбы частная компания в течение двух лет работала незаконно. Она должна была придерживаться уже типовой, а не временной схемы организации пропуска через границу грузов и товаров. 

«Типовая схема организации пропуска через госграницу лиц, транспортных средств, грузов и товаров была утверждена приказом председателя КНБ еще в 2013 году. Разве тогда кто-то мог предположить, что в 2020 году нагрянет карантин, и границы окажутся на замке? За прошедшие 10 лет изменилось все, в том числе и возможности логистики. Подсудимые признали свою вину и сделали выводы, но вместе с тем выразили надежду, что государство учтет их печальный опыт и внесет изменения в действующие типовые схемы. Это необходимо для того, чтобы в случае новой пандемии сотрудникам компаний, занимающихся логистикой, не пришлось снова нарушать закон и оказываться в итоге на скамье подсудимых», – сказала адвокат Ника Пасечникова.  

По словам защитника, подсудимые вернули государству свой доход, признанный монопольным, а также возместили материальный ущерб в размере пяти миллиардов тенге. Поэтому суд вынес им минимальное наказание, приговорив соответственно к двум, трем с половиной и четырем годам и шести месяцам ограничения свободы. При этом всех восьмерых осужденных пожизненно лишили права занимать должности на госслужбе, с них принудительно взыщут платеж в «Фонд компенсации потерпевшим» в размере 20 МРП (61 260 тенге).  

Самое строгое наказание получил Дархан Дильманов. Его осудили на четыре года лишения свободы с конфискацией принадлежащего ему имущества: частного жилого дома в Астане, автомобиля марки «Lexus LX 570» 2021 года выпуска и денежных средств в размере  7.750 долларов, 5 829 000 тенге и 10 000 рублей. Также Дильманова лишили воинского звания «генерал-лейтенант», государственной награды – ордена «Айбын» второй степени и почетного звания «Ветеран Комитета национальной безопасности Республики Казахстан». Приговор в законную силу еще не вступил.

От редакции

Официально судебное разбирательство проходило в открытом режиме, однако СМИ не были извещены об этом, хотя периодически интересовались ходом расследования. Пресс-службы КНБ, военного суда алматинского гарнизона и погранведомства хранят молчание. Сейчас журналисты не могут ознакомиться с мотивировочной частью приговора, чтобы узнать обстоятельства дела. На руках только резолютивная часть приговора. Это более чем странно, учитывая, что дело генерала Дильманова не проходило под грифом «Секретно», а суд не шел в закрытом режиме. 

Вывеска военного суда алматинского гарнизона. Фото Orda.kz

Еще одна деталь, которая обращает на себя внимание. В марте 2015 года судили главу погранслужбы генерал-лейтенанта Джуламанова. Он вместе с подельниками создал организованную преступную группу и получал «откаты» от предприятий, участвовавших в госзакупках. Члены «пограничной ОПГ» получили от бизнесменов взятки на сумму 173 млн тенге и 436 тыс. долларов. Осужденный генерал так свою вину не признал, назвав дело сфабрикованным. 

Тогда в «старом Казахстане» правоохранители предпочли не делать секрета из приговора Джуламанова, хотя это подрывало имидж всей пограничной службы. Сейчас дело другого генерала, Дархана Дильманова, покрыто завесой таинственности.