В Костанае продолжаются заседания по делу бизнесменов, занимающихся зерном. Габит Алтынов (учредитель компании «Агрофирма Жана Жер») обвиняет своего бывшего партнера Сабита Нургалиева (директор ТОО «Агрофуд») в мошенничестве. Якобы в 2016 году он злоупотребил доверием и совершил «липовую» сделку от имени «Агрофирма Жана Жер» на 749 млн тенге.

Странность заключается в том, что Нургалиев не был директором Агрофирмы, а потому документы для совершения сделки подписывали совсем другие люди. Сторона истца утверждает, что Нургалиев, хоть и не был директором, но фактически управлял компанией, а потому все исполняли его поручения без документального подтверждения.

Такое доверие вызвало вопросы у суда: несколько раз судья Мухамеджанова спросила у истца, почему он, будучи бизнесменом, понимая, что такое отчеты, ответственность и прибыль, доверил свою компанию и деньги стороннему человеку, не оформив свои деловые отношения документально. Вразумительного ответа, на это от Габита Алтынова не поступило.

Отметим, - Нургалиев не отрицает, что проводил много времени в Агрофирме, но не как директор, а как инвестор. Дело в том, что ТОО «Агрофуд» заключила с компанией Алтынова договор о финансовой помощи, чтобы вытащить ее из долгов (по словам сотрудников компании в 2016 году счета фирмы были арестованы, накоплено много долгов). Поэтому он, конечно же, контролировал бизнес процессы, но только на тему правильности использования денежных средств.

Кроме того, в суде выяснилось, что и компания ТОО «Агрофуд» принадлежала Алтынову. Дело в том, что только 40% доли компании находится в портфеле у Нургалиева, а 60% принадлежат бывшему зятю Алтынова – Тажбенову. По словам двух свидетелей в суде, Тажбенов был номинальным руководителем компании, а фактически ей управлял Алтынов. Он же получал отчеты бухгалтерии и координировал работу Нургалиева.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Давление на свидетеля, проявление неуважения к суду и бессмысленные ходатайства: история одного допроса по делу «о зерне»

Кроме того, вызывает вопросы и тот факт, что Алтынов подал в суд на Нургалиева спустя 5 лет после завершения совместной деятельности.

Что суду сказал Габит Алтынов

В ходе допроса Алтынова выяснилось, он не помнит всех обстоятельств дела, а потому на вопросы об учредительных документах компании «Агрофирма Жана Жер», обращение в РБК-банк (там ТОО «Агрофирма Жана Жер» получила кредит на покупку 15 тыс. тонн зерна, которые, как уверяет Алтынов, потом исчезли) и предоставленную банковскую гарантию под кредит – отвечал уклончиво. Но отмечал, что все документы для банка он готовил вместе с Нургалиевым.

- Уважаемый суд, я прошу, чтобы Алтынов предоставил письменный документ, подтверждающий, что я хотел получить банковскую гарантию и кредит, - обратился после этого заявления к суду Нургалиев.

На вопрос суда, может ли истец предоставить подобные документы, Алтынов ответил утвердительно. Но, пока этого не сделал.

Кроме того, в суде выяснилось, что кредит и банковская гарантия оформлялась в Алмате, где живет Габит Алтынов, а не в Нур-Султане, где находился Нургалиев. Более того, сторона защиты приобщила к материалам  дела документы, подтверждающие, что Алтынов хотел получить кредит и ранее обращался с таким заявлением в Народный банк.

- В отношении получения кредита, кто подписывал? – спросил Алтынова подсудимый

- Там кто должен был подписывать, те и подписывали, - ответил истец.

- Ну, кто подписал, тот и получил? – уточнил Нургалиев, но ответа не последовало, Алтынов стал громко возмущаться, Нургалиев отвечал, адвокаты поддерживали своих клиентов, а судья пыталась успокоить участников процесса.

Немного позже, отвечая на вопрос адвоката Токаевой, Алтынов заявил, что Нургалиев управлял компанией «Агрофирма Жана Жер». Сам же Алтынов в это время находился в Алматы, и не контролировал дела фирмы. Также по его словам, идея покупки зерна принадлежала Нургалиеву. Якобы он подбил купить зерно, и Алтынов послушался и стал вкладывать деньги

- А что вы вкладывали? – уточнила Токаева

- 100 млн тенге сначала, потом еще вложения были. У меня просто было доверие, - ответил Алтынов

Судья, в свою очередь, спрашивала, почему вкладывая такие деньги в компанию, Алтынов не оформил все документально, и не подумал о юридической ответственности человека, которому он доверяет развитие своего бизнеса. Но ответ истца был неизменен – «доверие», «думал честный человек», «у него самого был успешный бизнес», «давно знакомы».

Кроме того, Алтынов сообщил, - для получения кредита для покупки зерна, он обращался не только в РБК-банк, но и в другие финансовые институты, однако там, ему отказали. Подробностей этих обращений, он не вспомнил, но добавил, что все делал с подачи Нургалиева.

Отвечая на вопрос, почему лишь спустя 5 лет (в 2020 году) Алтынов обратился в суд, он пояснил, что ежегодно вливал деньги в компанию, закладывал свое имущество, недвижимость. И когда понял, что остался без денег, квартиры и зерна, стал проверять компанию.

- С этого момента я понял, какой он человек, и после этого все, - добавил истец.

- Когда вы брали кредит в РБК-банке, вы вообще заложили ли имущество? – спросила Алтынова защитник

- Два магазина от нашей компании было, - ответил он

- Нет, я спрашиваю именно имущество…

- Нет, «Жана Жер» по-моему, нет.

- Почему?

- Ну, экономил на следующий год. (…) Нургалиев потихоньку забирал все имущество, - ответил Алтынов.

Стоит отметить, - органами следствия не был установлен фактический ущерб, причиненный потерпевшему, так как его имущество не убавилось в результате действий подозреваемых. Залогодателем по кредиту выступала компания ТОО «Агрофуд», и именно ее имущество было изъято банком в счет погашения займа (за кредит в 750 млн тенге, компания предоставляла  имущества на 3 млрд тенге)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дело «о зерне»: Если у меня был злой умысел, зачем я платил за них кредит?

- Скажите, пожалуйста, у нас по материалам уголовного дела, вы как бизнесмен, как относитесь к ситуации: купить 15 тыс. тонн зерна, по цене 50 тыс. тенге за тонну, а потом реализовать его по цене 37-38 тыс. тенге за тонну? То есть на 12 тыс. тенге за тонну дешевле. Как вы могли бы со своей точки зрения прокомментировать эту ситуацию? – спросила Алтынова адвокат Кисилева.

- Я бы лично не пошел на такое, - ответил Алтынов.

Адвокат Токаева, в свою очередь обратила внимание суда, что это высказывание во-первых – предположение, а во-вторых – что истец заинтересован.

- Согласно устава ТОО «Жана Жер», все сделки на сумму, превышающую 10 000 МРП должны согласовываться с учредителям, то есть с компанией, в данном случае, «Асыл Кен» (учредитель Алтынов – от авт.). Давали ли вы согласие на реализацию зерна по цене 38 тыс. тенге за тонну? – продолжила допрос Кисилева

- Я такое близко не мог дать, - ответил Алтынов.

Далее, Кисилева попросила приобщить к материалам дела скриншоты с письмом от ТОО «Агрофирма Жана Жер» со словами: «Здравствуйте, нужно проверить данные, подписать, подшить и отвезти в РБК. Подписанный скан вариант, пожалуйста, скиньте нам».

И скриншот письма направленному от ТОО «Агрофуд»: «Также нужно проверить данные, подписать, прошить и отвезти в РБК. Подписанный скан вариант, пожалуйста, скиньте нам».

- В своих показаниях Нургалиев говорит, что Алтынов обратился к нему с просьбой выступить гарантами перед РБК банком, но все шаблоны шли от них, - пояснила Кисилева.

В ходе допроса выяснилось, что Алтынов знаком с Нургалиевым более 20 лет, они дружили, общались семьями, вместе ездили отдыхать в Турцию, дети общались.

- Вы сейчас говорите, что 20 лет его знали, что …., почему вы захотели с ним работать? – спросила Токаева

- Он занимался бизнесом, какими-то земельными участками, дачами, хозяйства у него были и так далее - ответил Алтынов.

- Скажите, до этого периода, когда вы с ним вместе стали работать, Нургалиев был успешным?

- Я видел его бизнес, видел, что деньги у него есть, что он успешный, была компания, он вызывал доверие.

- Вы только с его слов знали, что он успешный, или наводили о нем справки, интересовались его делами, сами видели работу его компаний? – спросила судья Мухамеджанова

- Видел, - ответил Алтынов и позже добавил, что именно поэтому у них возникла мысль работать вместе.

- Скажите, в первый раз, когда он вам предложил, говорите да, вести совместный бизнес, и все такое, вы в период посевной, уборки, результаты увидеть своего труда, узнать вообще сеется там что то, урожай собирается или нет? Вы сегодня говорите, собирает урожай и сам в свои компании вкладывает, вот вы как вот это вот допустили? – спросила судья

Алтынов ответил, что разговаривал по телефону с Нургалиевым, интересовался урожаем, но добавил, что на место не выезжал для проверки. Отвечая на вопрос судьи, о том, почему не заказывал аудиторскую проверку, снова ссылался на доверие безграничное.

- То есть вы считали, что даже проверять его не надо, но вы же бизнесмен.  Вы же должны учет этот проверять, ну хотя бы ревизию назначать, ну тогда хотя бы своего человека, какого-то отправлять, - как будто удивлялась ситуации судья.

- Он отправлял документы, сколько собрали, сколько выручили, сколько потратили и долги, - сообщил Алтынов.

- А вы до того, как решили совместный бизнес вести, уже были предпринимателем? – продолжила судья.

- Да

- То есть вы знали, что это такое? Что значит отчет и все такое? Вы тем более в Алмате сидите, здесь покупаете землю и все на самотек пускаете? – уточнила судья, но снова получила ответ про доверие.

Заседания продолжаются.