Еще трое потерпевших по делу сотрудника АО «КТЖ» Ержана Танкеева отказались от своих исковых заявлений. В суде они сообщили, что и не думали привлекать своего друга и коллегу к уголовной ответственности. Тем более, что деньги, которые они перечисляли, были направлены либо по случаю, либо даны в долг.

Напомним, Ержана Танкеева обвиняют в совершении преступления по двум эпизодам: (ст. 362 ч.4 УК РК (превышение должностных полномочий) и ст. 366 УК РК (получение взятки). По версии следствия, директор департамента пути и сооружений филиала АО «НК «КТЖ» - «Дирекция магистральной сети" Ержан Танкеев продолжительное время на системной основе получал денежные средства от руководителей территориальных подразделений за общее покровительство по службе". При чем, сначала следствие утверждало, что подозреваемый за три года получил от своих коллег 5 млн тенге, но позже остановились на 1,5 млн тенге. Но и в этой сумме нет уверенности, ведь потерпевшие отказываются от исков и материального вреда.

По словам потерпевших, они перечисляли деньги Нурмагамбетову в связи с отдельными событиями, произошедшими в семье Танкеева. В частности, казахские национальные обычаи: бата в связи кончиной сестры, көрімдік и байғазы в связи с получением звания «Заслуженный железнодорожник», приобретением жилья, и в долг.

Всего по делу 7 пострадавших. Все - коллеги и близкие друзья Ержана Танкеева. В ходе судебных заседаний четверо отказались от своих исков, а еще трое сообщили, что не имеют к подсудимому материальных претензий. Дело в районном суде Байконыр №2 рассматривает судья Элизавета Атчибаева.

Читайте также: Потерпевшие по делу сотрудника АО «КТЖ» Ержана Танкеева отказываются от исковых заявлений

В суде

Один из якобы потерпевших, Рахат Ботаспаев сообщил, что перечислил деньги своему давнему другу (знакомы с 2000-х годов) в качестве поздравления по случаю получения медали «Почетный железнодорожник». Кроме того, он отметил, что писать заявление на Танкеева его повезли сотрудники Антикоррупционной службы, забрав из дома.

- Заявление вы сами писали или вас принудили написать? – уточнил у потерпевшего прокурор

- Сказали: «напишите». Я же им тогда говорил: «это көрімдік». «Тогда пишите – көрімдік», сказали. Я и написал заявление, - пояснил он.

- Нет, вы сами написали заявление или вас заставили?

- Ну, они сказали писать, пишите вот так заявление. Я написал. Никто не принуждал, - ответил Ботаспаев.

Он также рассказал, что не имеет материальных претензий, что деньги, перечисленные им тогда, ему уже возвращены.

- Если бы вам не говорили в Антикоррупционной службе написать заявление, вы бы сами обратились? – спросила у него адвокат Ксения Овчаренко

- Нет, конечно, - утвердительно сказал потерпевший, но в его речь вмешался прокурор, с просьбой снять вопрос. Ведь, по его мнению, показаний потерпевшего о том, что заявление написано добровольно вполне достаточно.

Тем не менее, потерпевший отказался от своего иска и претензий, а еще рассказал, что перед тем, как написать заявление на Танкеева, его допрашивали в Антикоррупционной службе 10 часов.  При этом, отвечая на вопросы адвоката Овчаренко, потерпевший сообщил, что не знал, что эти деньги, будут позиционироваться следствием как взятка.

Еще один потерпевший Мырзахан Какенов сообщил суду, что давал 40 тыс. тенге в долг помощнику Танкеева, Азамату Нурмагамбетову. А оказавшись в Антикоррупционной службе (его вызвали) написал заявление. 

- Мне такой вопрос задали, -  «для вас существенны эти 40 тысяч тенге?». Говорю: «да, существенные деньги». Я тогда не понимал, если честно, в чем дело. Поэтому написал и все, - рассказал потерпевший и добавил, что деньги ему уже вернули.

- Вы говорите, что Азамат Нурмагамбетов вас попросил в долг, а вы написали заявление на Ержана Сериковича, почему? – спросила судья

- Помощник Ержана Сериковича тогда, я не стал спрашивать кому, что. Он меня попросил. Если у меня есть, я помогаю, я не спрашиваю кому, зачем. Именно он позвонил, я ему дал. Все. Подробности не стал выяснять. У меня когда есть деньги и кто-то просит одолжить, я никогда не отказываю, - ушел от прямого вопроса потерпевший.

Он также сообщил, что его допрашивали в Антикоррупционной службе с 9 утра до 6 вечера. При этом, все время, по его словам, ему задавали один и тот же вопрос: «40 тыс. тенге – это существенная для вас сумма или нет?».  Кроме того, он обратил внимание суда, что у него «и в мыслях не было посадить Танкеева» на скамью подсудимых. Помимо этого, он отказался как от материальных претензий, так и от искового заявления.

Третий потерпевший Нурбек Исагулов, выступавший накануне в суде, оказался другом детства подсудимого (знакомы с 1992 года). Он одолжил Танкееву 106 тыс. тенге, когда тот собирался в командировку.

- Попросил 106 тыс. тенге на командировку. Сказал как перечислят командировочные, он отдаст. И позже он их вернул, - рассказал в суде Исагулов и добавил, что в Антикор его вызвали повесткой.

Как и другие потерпевшие, Исагулов отказался от исковых требований и материальных притязаний.

По словам защиты, главный свидетель прокуратуры, и единственный кто обвиняет Танкеева –Азамат Нурмагамбетов (был помощником, деньги перечислялись на карту его жены). Он выступит в суде сегодня. Заседания продолжаются.