Владелец свинокомплекса в Бестамаке обратился к президенту Казахстана, сообщает Ratel.kz

Владелец свинокомплекса в Бестамаке обратился к Касым-Жомарту ТОКАЕВУ с просьбой обратить внимание на местных судей и акима Актюбинской области. 

Свинокомплекс в посёлке Бестамак на 40 тысяч голов в этом году закрыли после того, как в ноябре несколько десятков жителей Бестамака, недовольные соседством с этой фермой, пришли к акиму области Ондасыну УРАЗАЛИНУ.

Недовольство сельчан вызвало то, что ферма отравляла землю и реку Байбакты своими стоками. Также сельчане обнаружили - в траншеях возле фермы закапывались туши и внутренности свиней со свинокомплекса. Сразу после встречи с бестамакцами, аким на своей странице в Facebook заявил, что ферма будет закрыта. На комплексе начались проверки, которые нашли многочисленые нарушения. Проверки проводили те же чиновники, которые до этого давали животноводческому комплексу разрешения на работу.

Ситуация обострилась, когда неизвестные люди ворвались на территорию фермы и отобрали оружие у охраны. Полиция мер к этим людям не принимала. У ворот свинокомплекса начались митинги недовольных жителей с требованием закрыть комплекс побыстрее. На учредителя свинофермы Гайка ТЕРТЕРЯНА возбудили уголовное дело за порчу земли и посадили под домашний арест. Департамент экологии выставил счёт ферме за ущерб природе  - 7 млрд 27 млн 459 тыс. 824 тенге. Суд  взыскал эти деньги, а после приостановил работу фермы.

Более 400 работников животноводческого комплекса, остались на улице. Они тоже захотели встретиться с Ондасыном Уразалиным и дважды приезжали к нему, но их он не принял. Один из работников фермы даже угодил из-за этого за решётку, после того как облакимат написал на него заявление в полицию. В это же время работники предприятия обратились с заявлениями в местную полицию о том, что к ним с угрозами домой приезжали неизвестные и требовали уволиться с фермы. Но полиция не нашла этих людей. В местном КНБ тоже заявили, что не могут принять меры к тем, кто в чатах и сетях оскорблял работников фермы и угрожал им расправой. Отчаявшись 70 работников свинофермы объявили голодовку, но и после этого аким области видеть их не захотел. А судоисполнители сами признались, что исполнить решение суда о закрытии фермы они никак не могут, так как "реальное исполнение решения... возможно, приведёт к массовому мору свиней", - написали они в своём письме и потребовали от свинофермы cамой "принять соответствующие меры по исполнению решения суда".

Тем временем, экспертиза, проведённая в рамках уголовного дела установила: в воде, что сбрасывали из свинофермы на землю и которая якобы текла в реку Байбакты, превышения ПДК (предельно допустимой концентрации) химических веществ не было. Не было превышения и в воздухе в Бестамаке и возле него. Отходы из траншей, где закапывались туши свиней, как установили эксперты, не представляли опасности для здоровья животных и человека. Но это не помешало полицейским отправить уголовное дело Тертеряна в суд. Там ни судья, ни прокурор поначалу не заметили, что в обвинительном заключении итоговая сумма ущерба выросла до 10 миллиардов. Как оказалось, к сумме ущерба, которую вывело следствие, кто-то приписал лишний ноль.

А журналисты раскопали другой факт: по плану развития Актюбинской области на ближайшие два года, в области запланировано строительство новой свинофермы на 370 тысяч голов. Документ этот висит на сайте облакимата. Причём новая ферма будет в такой же близости от города как и свинокомплекс в Бестамаке. На вопрос, не связано ли уголовное дело против Тертеряна и закрытие его свинокомплекса с предполагаемым строительством новой свинофермы, в акимате промолчали.

Сейчас, пока судят Тертеряна, судоисполнители распродают имущество его свинофермы, чтобы погасить 7-миллиардный ущерб, нанесённый экологии. Судоисполнители дважды пытались продать всё поголовье свиней фермы. Но покупателей на них не нашлось. По закону, в таком случае продавать их больше судоисполнитель уже не может.  Тогда судоисполнитель ЕРЕКЕНОВ обратился в суд и попросил признать живых свиней скоропортящимся имуществом. Это позволило бы ему продать свиней без аукциона и по гораздо более низкой цене. Судья специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области Жанар ЖУБАТОВА с ним согласилась.

Что такое скоропортящаяся продукция прописано в  “Санитарно-эпидемиологических требованиях к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукции”. Их разработал и утвердил  Минсельхоз РК. Скоропортящаяся продукция, сказано в требованиях, - это пищевая продукция, срок годности которой не превышает пяти суток. Как срок годности живой свиньи может быть не более пяти суток - непонятно. Мало того, определяя свиней в скоропортящуюся продукцию, судья в своём определении сослалась на статьи закона, которые относятся к реализации недвижимого имущества. 

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Дмитрий Матвеев.