Фото: ТАСС/Петр Ковалев.

Но осталась при этом в должниках

В 2019 году актюбинке Гулие ЖИЛКАМАНОВОЙ стали звонить менеджеры алматинских микрокредитных организаций и требовать возвратить долги по кредитам. Женщина не поняла в чём дело. Она точно помнила, что кредитов, а тем более в Алматы, она не брала. Женщина обратилась в полицию, там началось долгое расследование. Как оказалось, в 2019 году мошенники, каким-то образом получив её, Гулии Жилкамановой, документы, оформили на женщину три микрокредита в организациях Алматы: ТОО "Онлайн-Финанс", ТОО " Zing Kazakhstan" и ТОО "Авентус Казахстан".

Получив деньги, обманщики кредиты не платили. Актюбинские полицейские возбудили уголовное дело по мошенничеству. Жилкаманову потерпевшей не признали, так как ущерб, решила полиция, причинён микрокредитным организациям. Дело для дальнейшего расследования передали в Алматы. А у пострадавшей от мошенников актюбинки начались походы по гражданским судам. Чтобы её счёта разблокировали, она подала иск о признании трех кредитов на её имя недействительными. Актюбинка просила также удалить сведения о просрочках по кредитам из базы "Первого кредитного бюро". Это база данных обо всех заёмщиках, в ней хранятся данные о том, вовремя ли заёмщик погашал свои кредиты, и не было ли у него просрочек. При выдаче кредитов банки и другие финансовые учреждения обращаются к этой базе. И если желающий получить кредит числится в ней как неплательщик кредитов, то, скорее всего, заём ему не дадут.

Я индивидуальный предприниматель, из-за того, что полученные мошенниками на моё имя кредиты не оплачивались, меня внесли в "чёрный список" "Первого кредитного бюро". Из-за этого мне банки не выдавали кредит, у меня встал бизнес, - рассказывает пострадавшая от мошенников актюбинка.

Судиться Жилкамановой пришлось в Алматы. Алмалинский районный суд долго рассматривал заявление актюбинки. В ходе рассмотрения дела суд установил, что в договорах этих  микрокредитных организаций есть пункты, не соотвествующие требованиям Гражданского кодекса. В феврале этого года суд номер 2 Алмалинского района Алматы признал недействительными кредиты, выданные на имя актюбинки. Но судья АСКАРОВ при этом отказался обязать микрокредитные организации удалить из базы "Первого кредитного бюро" сведения о кредите и просрочках платежей. Как решил судья Аскаров, "совершение таких действий не входит в компетенцию микрокредитной организации" . По логике судьи, актюбинка, наверное, должна сама обратиться в это бюро, чтобы оно удалило эти сведения. Жилкаманова так и сделала. Но в "Первом кредитном бюро" делать это отказались, сославшись на то, что, по закону, сделать это можно лишь в двух случаях: по решению суда или после того, как сама организация, выдавшая займ, попросит об этом. Две микрокредитные организации после решения суда направили в кредитное бюро письма о том, что у Жилкамановой нет просрочек про кредитам. А ТОО " Авентус Казахстан" этого делать не стала.

Как ответили Жилкамановой в "Первом кредитном бюро", "Авентус Казахстан", направит письмо о том, чтобы исключить Жилкаманову из "чёрного списка" лишь после того, как мошенников поймают и вынесут им приговор. Но когда это произойдёт и произойдёт ли вообще, никто не знает.

-  Получается, что суд признал эти кредиты недействительными и что по ним я ничего не должна. Но формально я осталась в "чёрном списке" как должница! Куда мне теперь обращаться? – недоумевает Жилкаманова.

Вместе с тем, в марте этого года судья Медеуского райсуда Алматы АКБАЕВ по аналогичному иску обязал микрокредитную организацию удалить из базы ТОО "Первое кредитное бюро" информацию о договоре, который Фемида признала недействительным. Ситуация в том случае была такой же, как и у актюбинки Гулии Жилкамановой. Примечательно, что и решение судьи Аскарова, который решил, что обязывать микрокредитную организацию удалять данные о кредите суд не имеет права, и решение судьи Акбарова, которые решил иначе, алматинский облсуд оставил в силе.

Что теперь делать, Гулия Жилкаманова не знает.

Из-за того, что микрокредитная организация ждет, когда поймают мошенника и не направляет письмо в "Первое кредитное бюро", индивидуальная предпринимательница не может получить кредит в банке. А на все её слова о том, что она не виновата, банкиры отправляют её на три буквы - в суд.