СМИ имеют право участвовать на сессиях маслихата. Исключение может быть только в случае, если депутаты проголосовали за проведение закрытой сессии (для этого требует всего 1/3), либо такое предложение внес председатель сессии. Во всех остальных случаях, секретариат учреждения нарушает закон «Об организации работы маслихата». Об этом в ходе онлайн вебинара «Открытые маслихаты» рассказала председатель Попечительского совета ОФ «Лига судебных журналистов Казахстана» Татьяна Ковалёва.
Она отметила, - при работе с государственными, исполнительными органами и судами очень важно знать не только свои права и обязанности (закон «О СМИ»), но и права и обязанности этих государственных структур.
- Часто, знания журналистов о законах сводится к тому, что они где-то слышали, как они думают, в общем, по наитию и собственному ощущению мира и чувства справедливости. Но закон не всегда отвечает нашим ожиданиям и чувству справедливости. Поэтому я расскажу вам сегодня о том, как с точки зрения закона устроен маслихат, что он обязан делать, и какие правила регламентируют наше поведение внутри этой организации, - начала семинар Татьяна Ковалёва.
Работу маслихатов регулирует закон «О местном государственном управлении и самоуправлении». Так, статья 8 закона «организация работы маслихата» кроме всего прочего гласит: «Маслихаты не реже одного раза в год отчитываются перед населением о проделанной работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий».
П.3 этой же статьи также сообщает, что маслихат «определяет расходы на обеспечение деятельности маслихата». Сколько это в деньгах и на что именно идут эти расходы, нужно уточнять в самом учреждении.
При этом, лимит штатной численности государственных служащих аппарата маслихата устанавливается, исходя из численности депутатов соответствующих маслихатов, в соотношении один работник к пяти депутатам, но не менее пяти.
Удивительно, что при таком раскладе, в маслихатах не могут нанять пресс-секретаря для эффективного взаимодействия со СМИ.
Один из главных документов по работе маслихата – типовой регламент, который утверждается президентом РК. В нем прописано: «сессия маслихата, как правило, носит открытый характер». А «проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению председателя сессии маслихата или одной трети от числа депутатов, присутствующих на сессии маслихата, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов».
- То есть не пустить СМИ к участию в сессии маслихата или работе комитетов можно только если за закрытость проголосовали. И причину закрытости вам должны объяснить. Если же этого не происходит, вы можете (а лучше ваше СМИ) обратиться в административный суд (АППК) и обжаловать действия сотрудников маслихата, которые вас не допустили, - рассказала Ковалёва.
Еще одна интересная норма, закрепленная в законе «О местном государственном управлении и самоуправлении РК» находится в ст.11 п.6 «Порядок проведения сессии маслихата»
«О времени созыва и месте проведения сессии маслихата, а также вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, секретарь маслихата сообщает депутатам, населению и акиму не позднее чем за десять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии – не позднее чем за три дня.
По вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, секретарь маслихата не позднее чем за пять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии не позднее чем за три дня представляет депутатам и акиму необходимые материалы».
Ст. 2.п.1 пп.9 этого же закона определяет, что «о времени созыва сессии и месте ее проведения секретарь маслихата должен сообщить депутатам, населению и акиму «не позднее, чем за десять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии – не позднее, чем за три дня».
- То есть, если этого не происходит, это прямое нарушение законодательства. Эта норма также закреплена в законе «О местном государственном управлении и самоуправлении РК» ст.10 п.3. В Указе президента РК от 3.12.13 «Об утверждении типового регламента маслихата» также сказано, что «по вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, секретарь маслихата не позднее, чем за пять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии не позднее, чем за три дня представляет депутатам и акиму необходимые материалы».
Это как раз то, что журналисты чаще всего не получают. По крайней мере, об этом говорит опрос, который мы провели среди представителей СМИ и наше собственное исследование сайтов маслихатов регионов, - добавила представитель ОФ «ЛСЖК»
К слову, эта же статья, пп.13 сообщает, что присутствие представителей средств массовой информации на сессиях допускается.
Татьяна Ковалева также отметила, что секретарь маслихата считается должностным лицом, со всеми вытекающими. А избирают его из числа депутатов. (ст.19 закона «О местном государственном управлении». Это значит, что и отвечает за свои действия или бездействия как все чиновники. В том числе, именно к нему можно обращаться за комментариями, с вопросами доступа и так далее.
Еще одна интересная статья закона «О местном государственном управлении». Статья 13 «Публичные слушания в постоянных комиссиях маслихата» сообщает:
1. Постоянные комиссии по собственной инициативе или по решению маслихата могут проводить публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся с целью обсуждения наиболее важных и общественно значимых вопросов, отнесенных к ведению постоянных комиссий, в форме расширенных заседаний этих комиссий с участием депутатов, представителей исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации, граждан.
3. Порядок проведения публичных слушаний в постоянных комиссиях определяется регламентом маслихата.
- Получается, - не звать СМИ можно. Единственное, что мы можем делать в этом случае, - настаивать всеми доступными и обязательно законными способами. И надеяться, что журналистов пригласят. В любом случае, материал о том, то журналистов не позвали на важное заседание, будет иметь резонанс, - заключила Ковалева.
Вебинар был проведен ОФ «Лига судебных журналистов Казахстана» при поддержке «Интерньюс-Казахстан»
Мы в социальных сетях