Поход в суд — одно из самых неприятных, утомительных и нервных занятий. Из-за отсутствия или недостатка культуры общения, из-за незнания права чаще всего возникают разногласия, которые приводят к конфликту между сторонами. И тогда стороны прибегают к кардинальному решению — обращаются в суд. Однако судебные тяжбы длятся месяцами, а иногда и годами. Конфликтующие стороны несут большие потери, поскольку судебное разбирательство отнимает немало сил и средств. Между тем есть множество способов уладить спор, в том числе, воспользовавшись правовыми нормами в сфере гражданских, семейных, трудовых и других правоотношений, не доводя его до суда. Казахстанская доктрина разрешения спорных ситуаций сегодня, равно как и на протяжении многих десятилетий, традиционно отдает предпочтение судебному механизму защиты нарушенных прав и интересов. Однако, при всех своих достоинствах, правосудие имеет и ряд недостатков, в числе которых можно назвать большую загруженность судов, что определяет длительность и сложность судебной процедуры, значительные судебные издержки. О том, как в регионе развивается медиация, кто может стать медиатором и в чем преимущество досудебного разрешения конфликта рассказала председатель ОО «Северо-Казахстанский Центр Медиации и Права «Содружество» Галина Пехотина. - Судебные тяжбы - это процедура довольно долгая, не каждый чисто эмоционально и физически это выдержит. И основная проблема людей, не доверяющих медиации в том, что большинство из них привыкли перекладывать ответственность на кого-либо. А ведь только в медиации решение каждый человек принимает сам. Я не разу не пожалела, что работаю в медиации, мы проводим очень много разъяснительных работ. Те, кто к нам пришел, становятся постоянными, звонят и консультируются. Рассказывают знакомым, что медиация — это альтернатива суду, где можно быстро и без стрессов решить свой спор. Я считаю, что за медиацией будущее,- сказала Галина Пехотина. ОО «Северо-Казахстанский Центр Медиации и Права «Содружество» был зарегистрирован в 2013 году. Основная миссия – развитие и продвижение медиации. Цель медиатора - посадить стороны за стол переговоров и дать им возможность высказать все взаимные претензии и самостоятельно найти, и принять решение. Не без помощи медиатора, который в процессе проведения процедуры медиации, обладая соответствующими техниками, помогает сторонам выйти стадии конфликта, на стадию диалог. Принятое сторонами решение оформляется в медиативное соглашение, и является обязательным к исполнению. - Соглашение выдается участникам медиации, еще один экземпляр находится у нас в обществе. Если это нужно каким-нибудь другим органам, тогда делают дополнительный экземпляр. Преимущество медиации в том, что оно должно быть исполнено добровольно. Но в случаях (бывает редко), когда соглашение не исполняется, законом предусмотрена возможность обратиться в порядке упрощенного производства в суд. В этом случае суд не рассматривает конфликт по существу, а рассматривает только факт неисполнения достигнутой договоренности, что существенно экономит время, - прокомментировала она. Для медиатора главное, что стороны добровольно пришли к соглашению, осознали суть конфликта и высказали все негативные претензии. По мнению Пехотиной, когда человек освобождается от груза, он начинает жить с новыми силами и новой энергией. - Бывают ситуации, когда стороны не хотят общаться, тогда одна сторона просит повлиять на другую и привлечь к диалогу. В этом случае мы работаем с другой стороной. В итоги участники медиации приходят в согласованное время. После этого, предоставляется слово одной из сторон, затем ответное. И так далее. В конечном итоге, медиатор использует свои профессиональные знания, разговаривает с конфликтующими индивидуально. После чего переговоры продолжаются. В соответствии с законом, медиатор - нейтральное лицо, которое не имеет права каких-либо рекомендаций сторонам давать. Если медиатор проявляет заинтересованность, это уже нарушение устава медиаторской деятельности. Цель медиатора, привезти людей к самостоятельному решению и освидетельствовать все детали выполнения соглашения. Например, когда, где и как будет выполнено обязательство. На решение спора медиатору законом дается всего 30 дней. Но зачастую для разрешения споров с участием медиатора достаточно нескольких часов, - рассказала Пехотина. К слову, медиатором может стать любой человек, достигший 25-летнего возраста, имеющий любое высшее образование и без судимостей. Нужно лишь пройти обучение по специальной программе (общий курс медиации). Получив сертификат, необходимо встать в реестр профессиональных медиаторов. Они – отдельное государство в общей системе. По закону, не один из органов не может вмешиваться в деятельность медиаторов. Тем не менее, североказахстанцы не так часто прибегают к услугам медиаторов. В 2015 году было достигнуто 17 соглашений, в 2016 – 45, 2017 – 36, 2018 – 17, и за 5 месяцев 2019 – 7. Причина такой статистики, по мнению Пехотиной, кроется в том, что люди привыкли ходить в суды. - Людей у нас приучили, всех посылают в суд. Даже любое письмо ответом присылают: «в случае несогласия, можете обратиться в суд». Т.е. дорога всем туда. Вот и привыкли судиться. Между тем, медиация практикуется в судах, в Ассамблеи народа Казахстана. Судьи-медиаторы могут решить в досудебном порядке различные вопросы. Но, граждане принимают лучше медиацию только в стенах судов, хотя в суде, медиаторы работают в рамках закона «О медиации» как и мы. Основная причина небольшого количество обращений к медиаторам – неготовность людей поставить точку в собственной проблеме и примириться с обидчиком. Наталья Аитова, Петропавловск.
Мы в социальных сетях