Благодаря новой информационной системе, при установлении права на какие-либо пособия или соцвыплаты казахстанцам могут назначить их автоматически. Но для этого получатели должны быть зарегистрированы в Базе мобильных граждан, передает sotreport.kz со ссылкой на NUR.KZ.
“Цифровая карта семьи” - это информационная система, аккумулирующая сведения из различных государственных органов.
Она позволяет в автоматическом режиме определять потенциальных получателей пособий и соцвыплат, а также оказывать им проактивные услуги, то есть инициированные госорганами и предполагающие минимальное участие самих граждан.
Какие выплаты назначаются проактивно
В текущем году, пока еще “Цифровая карта семьи” запущена в пилотном режиме, проактивно может быть назначено девять видов пособий и социальных выплат:
- соцвыплата на случай потери дохода в связи с беременностью и родами;
- соцвыплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком;
- соцвыплата на случай потери работы;
- соцвыплата по потере кормильца;
- пособие родителю (опекуну), воспитывающему ребенка с инвалидностью;
- пособие по инвалидности;
- пособие многодетным семьям;
- пособие многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа»;
- адресная социальная помощь.
Если с помощью системы выявляются обстоятельства, которые влекут за собой назначение пособия или соцвыплаты из вышеуказанного списка, то гражданину, который в них оказался, матпомощь может быть назначена проактивно.
Например, на проактивное назначение соцвыплаты по беременности и родам может претендовать ушедшая в декретный отпуск казахстанка, на пособие для многодетной семьи - мать, родившая четвертого ребенка, на пособие по инвалидности - казахстанец, которому была присвоена группа инвалидности, и так далее.
Отметим, что уже со следующего года перечень проактивных услуг обещают расширить, а с 2025 года “Цифровая карта семьи” охватит все виды государственных гарантий.
Откуда у системы номер телефона получателя
Теперь отметим важное условие: на автоматическое назначение пособий и социальных выплат могут рассчитывать казахстанцы, чьи действующие номера телефонов зарегистрированы в Базе мобильных граждан.
Это номер, который указан в личном кабинете на портале “Электронного правительства” или в мобильном приложении eGov mobile. То есть, если пользователь авторизуется на данных ресурсах с помощью своего номера телефона, то он зарегистрирован в Базе мобильных граждан.
Если номер телефона гражданина не зарегистрирован в данной базе или зарегистрированный номер на данный момент не активен, то даже при наличии права на выплату она не может быть назначена проактивно.
При этом ее можно оформить по старинке, обратившись в центр обслуживания населения (ЦОН).
Что еще нужно сделать потенциальному получателю
Дело в том, что связь с потенциальным получателем необходима как минимум для того, чтобы получить его согласие на назначение выплаты.
Также в системе может не оказаться некоторых необходимых для проактивного назначения пособий и соцвыплат данных. Например, реквизитов банковского счета для их зачисления.
В целом процедура выглядит таким образом: с номера 1414 казахстанцу приходит сообщение о возможности назначения пособия или социальной выплаты, на которое нужно лишь ответить.
И только в случае его согласия выплата будет назначена без необходимости дополнительного обращения в ЦОН и предоставления документов, которые система уже автоматически взяла из баз данных госорганов.
Отметим, что проактивная услуга оказывается бесплатно. А сообщение о ее назначении приходит только с номера 1414.
В ответ на него не должны требовать полные данные банковской карты с указанием ее срока действия и CVV-кода с обратной стороны, пришедшие с других номеров пароли и прочие данные, которые под видом госслужащих могут выманивать мошенники.
Мы в социальных сетях