Эксперты заявляют, что пилотные проекты Минфина вводятся непродуманно и серьёзно ухудшают положение малого бизнеса, передает informburo.kz
Непродуманные решения о введении пилотных проектов по маркировке отдельных видов продукции приведут к удорожанию продуктов питания и сокращению производства. С такими выводами выступили представители ряда бизнес-ассоциаций страны.
Жибек Ажибаева, президент ОЮЛ "Ассоциация торговых предприятий Казахстана", сказала, что из-за действующего пилотного проекта комитета государственных доходов Министерства финансов бизнес фактически не может развиваться, это создает угрозу 50 тысячам малых магазинов в населённых пунктах страны.
“Мы прекрасно понимаем, что магазины у дома – это микробизнес, мелкая розница, специализируется на реализации продуктов питания, и наценка у них не может при всём желании превышать 20%. Таким путём предприниматель пытается удержаться на плаву и платить налоги. Но, к сожалению, в условиях пандемии департамент государственных доходов взял курс на тотальный контроль и увеличение финансовой нагрузки на микробизнес. За эти неполных два года нам ввели: идею снижение порога на НДС, который уводит розничную торговлю в серую зону; разного рода запреты на выкладку товаров, теперь новый "пилот" – маркировка. И соответственно, бизнес на сегодняшний день не выдерживает”, – заявила Ажибаева на брифинге во вторник, 10 августа.
Эдиль Казакпаев, член Республиканской инициативной группы предпринимателей, председатель Ассоциации предпринимателей “Вместе мы сила”, напомнил, что именно в период пандемии были введены такие проекты как пилотный проект внедрения сопроводительных накладных на товары (СНТ), проект по оформлению актов приёма-передачи подакцизных товаров, а сейчас – пилотный проект по маркировке табачных изделий.
“В данный момент ожидаются маркировки алкогольной продукции, сахаросодержащих напитков, молочной продукции. Как это всё будет выглядеть на самом деле? По маркировке сигарет мы имеем все кассовые аппараты, с передачей фискальных данных. Но теперь мы должны зарегистрироваться в системе ИС МПТ (маркировка прослеживаемости товарных изделий). Мы до сих пор не можем понять, что там прослеживать?
Эта система дублирует информационную систему электронных счетов-фактур. Мы не понимаем, к чему приведёт вся эта маркировка. Нас она приведёт к дополнительным затратам. Нам нужно будет, чтобы разбираться во всех этих системах, привлекать бухгалтеров, IT-специалистов. Рабочая программа по маркировке очень сырая, идут частые сбои. Наши кассовые аппараты пятилетней давности требуют перепрошивки.
А это не просто так, что вызвал центр технического обслуживания и тебе за 5 минут все сделали. Обычно перепрошивка занимает 3-5 дней, некоторые аппараты и до месяца. Получается, мы как магазин будем парализованы, потому что не можем выбивать чеки. (…) Вся эта маркировка, пилотные проекты – всё это ведет к удорожанию продукции. Потому что, как бы то ни было, бизнес затрачивает определённые средства на ту же перепрошивку кассовых аппаратов, приобретение 2D-сканеров, программы. Для нас, для микропредпринимательства, это очень сложно”, – объяснил Казакпаев.
Константин Невзоров, президент ОЮЛ “Ассоциация “Масложировой союз Казахстана” уверен, что введение маркировки отразится не только на стоимости продукции и на сокращении количества небольших торговых точек, но и на объёмах производства.
"Пилотные проекты запускаются совершенно без элементарного расчёта экономической эффективности инициативы в условиях нашей республики. Целесообразность маркировки должна оцениваться от производства до розницы, а наличие проблем в одном из компонентов прежде всего говорит о полной нецелесообразности и несостоятельности всего "пилота". Если в рознице уже есть у нас такие проблемы, соответственно, этот "пилот" должен признаваться автоматически несостоявшимся. В целом наш альянс выступает против расширения перечня товаров для проведения пилотных проектов, соответственно, должна быть полностью раскрыта информация о текущем состоянии и текущих результатах пилотных проектов. Мы знаем, что очень много там несостыковок идёт, очень много проблем. Конкретно я хотел бы отметить технические аспекты против маркировки, которые есть у нас, как производителей.
Прямое нанесение маркировки снижает скорость производственных фасовочных линий в среднем до 10 раз по причине несовместимости высокотехнологичного оборудования с этими надстраиваемыми компонентами, которые нам предлагают для организации маркировки. У нас (в стране) нестабильная связь с интернетом, неполное покрытие. А для производителя любой сбой на производстве чреват тем, что придётся полностью останавливать всю линию, будет большой брак, вплоть до того, что всю партию придется утилизировать. Это просто может обанкротить бизнес и производство. Об этих технических моментах мы говорим на всех совещаниях, но нас не слышат", – констатировал Невзоров.
Генеральный директор ОЮЛ “Мясной союз Казахстана” Максут Бактибаев напомнил, что в вопросах роста цен на продовольствие "крайними оказываются бизнесмены, начинаются проверки антимонопольного комитета, и так далее".
“Мы считаем, что есть необходимые и проверенные решения в части сдерживания роста цен, которые являются рыночными, без запретов, без всяких потрясений. Но для этого нужно настроить диалог. Лучше бизнеса никто не знает, как снизить себестоимость. Мы поддерживаем ваши начинания, готовы дать свои предложения как реально снизить цены на продовольствие, чтобы для нашего населения цена была доступной”, – заявил он.
Директор ОЮЛ "Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК" Алия Мамытбаева заявила, что происходит "беспрецедентное давление на индустрию безалкогольных напитков, потому что одновременно с акцизом вводится ещё и маркировка".
"Эти меры вводятся абсолютно необоснованно, без оценки целесообразности, без анализа регуляторного воздействия на отрасль. В качестве обоснования введения акцизов преподносится только исследование Всемирного банка, в котором утверждается, что якобы в Казахстане очень высокое потребление сахаросодержащих напитков. Что абсолютно не соответствует действительности, потому что если смотреть на цифры, у нас потребление очень низкое, это примерно 49 литров на душу населения (в год). Для сравнения, например, в Германии это где-то 300 литров, в США – 287 литров. И акциз вводился именно с целью оздоровления, а не с фискальными мерами.
Не учитывается многочисленный международный опыт, который говорит, что эффект от введения акциза на отдельно взятый продукт незначителен. При этом последствия для индустрии очень серьёзные. Они выражаются в том, что произойдёт сокращение числа занятых, банкротство средних и мелких предприятий. Мы посчитали, что в результате, например, введения 20% акциза (что предполагается в 2023 году с последующим повышением до 45%) снижение производства ожидается в пределах от 26,4 до 80%. Нам непонятно, почему демонизируются сахаросодержащие напитки, так как вклад этих напитков в калорийность рациона казахстанцев – всего около 2%", – заявила она.
Глава Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева резюмировала: многочисленные обращения бизнеса к различным госорганам остаются не услышанными.
"Министерство здравоохранения, Министерство национальной экономики, Министерство торговли – нас их работа совершенно не устраивает. Мы ожидаем от них гораздо большего. А что касается Министерства финансов и комитета государственных доходов, мы хотим сказать, что за эти три года по причине увеличения финансовой нагрузки, увеличения и разного рода пилотных проектов
мы ежегодно теряем от 5 до 8 тысяч предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Поэтому, проанализировав ход введения маркировки на табачную продукцию и что мы находимся в ожидании расширения (проектов по маркировке), считаем, что это ведёт наш бизнес практически к смертельному исходу. В связи с изложенным, я как президент ассоциации вынуждена заявить, что сегодня члены правительства, министры непосредственно, не слышат не только народ, они не слышат и нашего президента, который непосредственно, конкретно, чётко и ясно сказал: давайте создадим условия для малого и среднего бизнеса, – и вышел с инициативой в Евразийскую комиссию о том, что маркировка в данной ситуации неуместна. В связи с этим мы и наши представители предпринимательского сообщества, связанные с торговлей, категорично заявляем: оградите нас от этого не слышащего, глухонемого Министерства финансов.
И мы требуем отставки министра Жамаубаева и начальника департамента (председателя комитета) госдоходов Султангазиева”, – заключила Ажибаева.
Напомним, цифровая маркировка сигарет введена в Казахстане с 1 октября 2020 года. Все сигареты, производимые на территории Казахстана либо импортируемые в РК, маркируются специальным кодом, который присваивается каждой пачке сигарет в момент производства методом прямого нанесения. В ближайшем будущем планируется введение маркировки алкогольной продукции, молочной продукции, сахаросодержащих напитков.
Мы в социальных сетях