В Костанае продолжаются заседания по делу бизнесменов, занимающихся зерном. Алтынов (учредитель компании «Агрофирма Жана Жер») обвиняет своего бывшего партнера Сабита Нургалиева (директор ТОО «Агрофуд») в мошенничестве. Якобы в 2016 году он злоупотребил доверием и совершил «липовую» сделку на покупку зерна от имени «Агрофирма Жана Жер» на 749 млн тенге.
Однако, сотрудник «Продкорпорации» (компания, у которой было куплено зерно), выступая в суде, заявил, - сделка была реальной. Обвинение, в свою очередь, интересовалось: видел ли свидетель зерно на элеваторе компании, или только подписывал документы на поставку зерна.
Читайте также: Аудиторы советуют обращаться бизнесу в прокуратуру
В суде
Свидетель Ринат Акбердин. С 2014 года работал заместителем председателя правления АО «Продовольственная корпорация». В его обязанности входил вопрос реализации зерна, а вот вопросами хранения он не занимался. Он рассказал, что знает Сабита Нургалиева, как представителя юридического лица, имевшего взаимоотношения с «Продкорпорацией». По поводу реализации зерна компании «Агрофирма Жана Жер» пояснил, что продажа происходила через биржу, с которой был заключен договор.
- Я к реализации данного зерна какого-либо отношения не имел, - сказал он и добавил, что заключил договор с биржей на продажу зерна компании ТОО «Агрофирма Жана Жер» с отсрочкой платежа.
- Была ли фактическая продажа зерна с «Продкорпорации» ТОО «Агрофирма Жана Жер»? – спросила адвокат Каиржанова
- Ну, естественно, - ответил Акбердин.
- Скажите, пожалуйста, само наличие зерна вы видели при его реализации? – спросил прокурор Евгений Уразбеков
- Ну, вы знаете, есть специальные процедуры, плановые проверки и так далее, и тому подобное. Хотя я к этому вопросу отношения не имею, но есть департамент учета зерна, есть курирующий заместитель председателя, который более явно ответит на вопросы, - ответил ему свидетель.
- Ну, задавая вам вопрос о фактическом, о реализации зерна сторона защиты имеет ввиду его наличие фактическое, щупали вы или нет, либо вы документально… - продолжил прокурор
- Подождите, давайте вы не будете домысливать, - перебила его судья Мухамеджанова
- Продажу зерна, в количестве 15 тыс. тонн вы видели только документально? – уточнил прокурор
- Да.
После вопросов прокурора адвокат Каиржанова поинтересовалось, могла ли компания «Продовольственная корпорация» получить деньги, но не отгрузить зерно? И случалось ли, что «Продкорпорация» заключала фиктивные сделки?
Свидетель сообщил, что руководство компании определило ряд уполномоченных элеваторов, с которыми заключило договор на хранение зерна. Любой покупатель, перед тем как приобрести зерно, имеет возможность приехать на нужный ему элеватор, подтвердить наличие и качество товара. Кроме того, по его словам, в случае если качество зерна оказывается ниже заявленного в договоре, покупатель любых объемов мог обратиться в «Продкорпорацию» и потребовать заменить его.
- Скажите, пожалуйста, на протяжении получается, это март 2016 года, зерно приобретено у «Продкорпорации» на сумму более 700 млн тенге. Скажите, в этот период, со стороны «Жана Жер» какие-либо претензии по качеству, в момент покупки были? – спросила Каиржанова
- Я данный вопрос не курирую, не курировал по качеству и количеству, но вы можете спросить в департаменте учета зерна, - ответил свидетель.
(…)
- Вы только что сказали, что «Продкорпорация» всегда проверяет наличие зерна, есть определенный порядок. Вы можете подсказать какой порядок проверки указанного зерна? – спросила адвокат.
- Я не могу, потому что я этот вопрос не курировал. Но определенные процедуры имеются, вы лучше спросите в департаменте учета зерна, - ответил Акбердин.
(…)
- А чем элеватор подтверждает наличие зерна «Продкорпорации»? – спросил спустя какое-то время прокурор Уразалин
- Ну, вообще, есть зерновая расписка. И оно тем самым подтверждает, что на данном элеваторе объем в таком-то количестве, в таком то качестве…
О деле
Странность заключается в том, что Нургалиев не был директором Агрофирмы, а потому документы для совершения сделки подписывали совсем другие люди. Сторона истца утверждает, что Нургалиев, хоть и не был директором, но фактически управлял компанией, а потому все исполняли его поручения без документального подтверждения. На вопрос «почему Алтынов (учредитель компании) сам не управлял своей компанией и не приезжал в Костанай?» адвокаты сообщают, что он просто очень верил своему партнеру и не проверял деятельность компании. Однако, по прошествии 5 лет, доверие почему-то закончилось, была проведена проверка и написано заявление.
Читайте также: Прокуратура «влезла» в разборки бизнеса: чьи интересы лоббирует надзорный орган
Нургалиев не отрицает, он действительно много времени проводил в Агрофирме, но не как директор, а как инвестор. Дело в том, что ТОО «Агрофуд» заключила с компанией Алтынова договор о финансовой помощи, чтобы вытащить ее из долгов (по словам сотрудников компании в 2016 году счета фирмы были арестованы, накоплено много долгов). Поэтому он, конечно же, контролировал бизнес процессы, но только на тему правильности использования денежных средств.
Кроме того, в суде выяснилось, что и компания ТОО «Агрофуд» принадлежала Алтынову. Дело в том, что только 40% доли компании находится в портфеле у Нургалиева, 60% принадлежат некому Тажбенову (бывший зять Алтынова). По словам двух свидетелей в суде, Тажбенов был номинальным руководителем компании, а фактически ей управлял Алтынов. Он же получал отчеты бухгалтерии и координировал работу Нургалиева.
Заседания продолжаются….
Мы в социальных сетях