Возможность суда проводить процессы онлайн стала причиной для отвода председательствующего судьи. Так прошел очередной день заседаний в костанайском суде №2 по делу «О зерне».

Суть дела

В Костанае продолжаются заседания по делу бизнесменов, занимающихся зерном. Алтынов (учредитель компании «Агрофирма Жана Жер») обвиняет своего бывшего партнера Сабита Нургалиева (директор ТОО «Агрофуд») в мошенничестве. Якобы в 2016 году он злоупотребил доверием и совершил «липовую» сделку от имени «Агрофирма Жана Жер» на 749 млн тенге.

Странность заключается в том, что Нургалиев не был директором Агрофирмы, а потому документы для совершения сделки подписывали совсем другие люди. Сторона истца утверждает, что Нургалиев, хоть и не был директором, но фактически управлял компанией, а потому все исполняли его поручения без документального подтверждения. На вопрос «почему Алтынов сам не управлял своей компанией и не приезжал в Костанай?» адвокаты сообщают, что он просто очень верил своему партнеру и не проверял деятельность компании. Однако, по прошествии 5 лет доверие почему-то закончилось, была проведена проверка и написано заявление.

Читайте также: Прокуратура «влезла» в разборки бизнеса: чьи интересы лоббирует надзорный орган

Нургалиев не отрицает, он действительно много времени проводил в Агрофирме, но не как директор, а как инвестор. Дело в том, что ТОО «Агрофуд» заключила с компанией Алтынова договор о финансовой помощи, чтобы вытащить ее из долгов (по словам сотрудников компании в 2016 году счета фирмы были арестованы, накоплено много долгов). Поэтому он, конечно же, контролировал бизнес процессы, но только на тему правильности использования денежных средств.

Кроме того, в суде выяснилось, что и компания ТОО «Агрофуд» принадлежала Алтынову. Дело в том, что только 40% доли компании находится в портфеле у Нургалиева, 60% принадлежат некому Тажбенову (бывший зять Алтынова). По словам двух свидетелей в суде, Тажбенов был номинальным руководителем компании, а фактически ей управлял Алтынов. Он же получал отчеты бухгалтерии и координировал работу Нургалиева.

В суде

Заседание 18.06.2021 было назначено на 9:00. После того, как судья выяснила состав участников заседания, прокурор продолжил оглашать материалы дела. Спустя еще несколько минут адвокат Устемиров обнаруживает, что в зале заседаний физически не присутствует подсудимый Абдрахман, и обращается с этим вопросом к судье Мухамеджановой.

- Абдрахман отпросился вчера, он уехал и будет присутствовать по what’s app. Он может участвовать онлайн, - объяснила защитнику судья.

- Он должен находиться здесь и никуда не ездить, - возмутился Устемиров

- Давайте не будем. Онлайн тоже проводятся процессы – парировала судья

- В первый раз такое в моей практике за 20 лет, - отозвался адвокат

- Да что вы говорите. В вашей практике, - ответила ему Мухамеджанова.

- Я впервые, за 25 лет вижу, чтобы подсудимый онлайн показания давал или участвовал. Я хочу спросить, в УПК есть такое? – продолжил возмущаться Устемиров

- Сейчас мы в таком режиме проводим: онлайн, по what’s app. Главное чтобы он участвовал в судебном заседании. Вот если бы он не участвовал сейчас, это другой вопрос, - ответила ему судья.

- Я не могу понять, почему вы это решили. Почему это скрыли, - не успокаивался Устемиров

- Потому что вас не было вчера после обеда. Надо являться на судебные заседания, - напомнила судья.

- Чем это решения мотивировано? – пытался выяснить адвокат

- Не надо указывать суду, - ответил суд.

Заседание продолжилось. Прокурор перевернул страницу и стал зачитывать следующий документ из дела. Прошло не более двух минут. В зале снова раздался низкий голос адвоката Нурлана Устемирова. На этот раз он заявил отвод судье.

- Мотивирую чем. Меня вчера не было. И сейчас я не получил удовлетворительный ответ почему вы отпустили подсудимого. Предоставьте мне документ, который дал вам возможность, чтобы его отпустить. Я заявляю вам отвод.

- Давайте сейчас тогда рассмотрим. Пишите ходатайство. Сейчас в перерыве, - предложила Мухамеджанова.

- Не буду я писать. Я заявляю вам отвод, - снова сообщил адвокат.

- Отвод должны рассмотреть. Письменно заявляется отвод, - напомнила судья.

- Где написано, что письменно? Отвод заявляется в ходе судебного… я заявляю вам отвод и не могу дальше участвовать в таком процессе. Пока этот отвод не будет осуществлен, - возмущался Устемиров.

- Напишите отвод письменно, чтобы его рассмотрел председатель суда, - настаивала Мухамеджанова.

- Я заявляю вам отвод. УПК откройте, где написано, что отвод нужно заявлять письменно? – продолжал говорить на повышенных тонах адвокат.  

- Не мешайте вести процесс. Другие участники процесса: Кисилева вы согласны? Напишите письменно отвод – сказала судья

- Я согласна, – немного не уверено ответила ей адвокат Кисилева.

- Где в УПК написано, что письменно должен быть отвод. Где? – кричал Устемиров – Вы судья, вы думайте, о чем вы говорите.

- Ведите себя нормально – среагировал суд.

- Я заявляю вам отвод. Почему я должен вести себя нормально? – задался вопросом адвокат.

Адвокат Кисилева поддержала своего коллегу (они представляют интересы истца в этом деле вместе). Их оппонент, адвокат Токаева тоже решила высказаться, и обратила внимание, что оснований для отвода не имеется.

- Когда отвод заявляют, мнение сторон не учитывают, – перебил ее Устемиров

- Письменный напишите, отвод председатель должен зарегистрировать и рассмотреть, – предприняла еще одну попытку судья Мухамеджанова.

- Я конкретно не вижу перечня оснований для отвода, – продолжила Токаева.– И основание того, что подсудимый участвует в судебном процессе онлайн ….

Токаева не смогла договорить, в зале судебного заседания началась очередная перепалка между участниками процесса. Каждый пытался донести свою мысль, но они терялись в общем гуле событий. Спустя какое-то время Токаева все же закончила свою мысль:

- Насколько я поняла, вы не отпустили, а разрешили участвовать подсудимому в процессе по средствам онлайн связи.

Судья Мухамеджанова напомнила, что отвод будет рассматривать другой судья, а потому сейчас участники процесса просто высказывают свое мнение.

- Теперь мы просто время потеряем – добавила Токаева.

Судья, видимо, на всякий случай, показала участникам процесса, что Абрахман участвует в процессе и на данный момент подключен через телефон. Параллельно судья отметила, что может выписать в адрес Устемирова, за его поведение, судебное постановление за его поведение. В этот момент оказывается, что адвокат ушел из зала судебного заседания самовольно. И уже какое-то время не участвует в процессе.

- Отвод необходимо рассмотреть судье в совещательной комнате. Если письменного не будет, значит… - начала снова объяснять судья, но ее прервал вернувшийся Устемиров.

- Где написано, что я должен писать письменно?  Если я заявляю отвод, я должен отвод озвучить председательствующему, и судье, который будет решение принимать. Я не собираюсь ничего говорить. Абдрахман подсудимый, и оснований для того, чтобы его отпустить – нет. Где он сейчас находится?

- Все понятно. Письменно вы не будете. А я вас выслушала.

- Я не хочу, я вам не доверяю, я отвод заявляю и не могу сейчас это отразить. До свидания – говорит Устемиров и снова уходит из зала суда.

- Я частное постановление вынесу поскольку … - среагировала судья, но еще не успевший выйти из комнаты адвокат ее перебил.

- Вы можете мне хоть 10 частных определений… вы поймите одно, что я на вас так реагирую, - сказал Устемиров и ушел уже окончательно из зала суда.

- Вчера ушел, тоже не предупредив, что его не будет после обеда. Но поскольку не заявлен отвод в письменном виде, чтобы судья мог рассмотреть его в совещательной комнате, судебное заседание… - начала судья, но ее снова прервали.

- Хочу сказать по этому поводу, чтобы не было никаких недоговоренностей. Дело в том, что вчера вечером выяснилось, что Нургалиев Габит зарегистрировал себя как директор ТОО «Агрофуд», дочерняя компания это ТОО «Элеватор Агрофуд» и Абдрахман уехал в Аркалык, поскольку для регистрации его в качестве директора элеватора нужно его собственное присутствие. Он поехал для того, чтобы зарегистрировать как директора элеватора, к которому мы предъявили иск. И мы расцениваем это как воздействие на следствие в будущем. Вот он у нас сейчас будет в роли директор элеватора подсудимый. Это связано с … - начала объяснять адвокат Кисилева.

- Вы письменно напишите это – еще раз сказала судья.

- Вообще, что сейчас говорит адвокат Кисилева – абсурд. Для смены руководителя не нужно личного присутствие. Во-первых… - начал высказываться подсудимый Нургалиев, но его остановила судья.

- Поэтому мы и просили обеспечения иска именно в смене руководителя, потому что сейчас будет … - продолжила Кисилева

- По этому ходатайству суд разрешил и сказал. Давайте тогда письменно, чтобы ваш коллега… - ответила ей Мухамеджанова.

- Давайте, я со своим коллегой решу этот вопрос, и сделаем, как он скажет, я как против его воли, - ответила Кисилева.

- Вы отвод уже поддержали, – напомнила ей судья и объявила перерыв.

После обеда

Рассматривать отвод судье Мухамеджановой пришел председатель костанайского суда №2 Жасулан Кабыш. Он познакомился с участниками процесса, и дал слово заявителю отвода, адвокату Нуржану Устемирову.

Он пересказал произошедшее и добавил, что подсудимый Абдрахман «обвиняется в совершении тяжкого преступления», и что судья без каких-либо весомых причин разрешила ему участвовать в процессе онлайн и уехать из города по семейным обстоятельствам.

- Он не предоставил никаких документов, подтверждающих его доводы, что ему нужно уехать. А судья его отпустила. И это нонсенс. Второе – 30 апреля этого года. Уголовное дело находилось в ведении Кагабаева, и тогда председатель суда вынес постановление. Мне интересно, что он мотивировал свое постановление… - стал говорить Устемиров

- Извините, а о чем постановление? – уточнил Кабыш

- Об отводе судьи. И мне интересно. Согласно закону, судья не имеет права участвовать в рассмотрении дел, если есть обстоятельства, препятствующие, или есть основания считать судью заинтересованном в этом деле. Вы меня извините. Вы новый председатель. Но это не постановление. Это признание председателя суда, в том, что судья заинтересован в деле. Я, почему об этом говорю, потому что судья Кагабаев отказался участвовать в этом деле, - рассказал наконец-то Устемиров.

- Я так понял, по смыслу… данное дело было сначала у другого судьи, а не у Мухамеджановой. Он заявил самоотвод, и он был удовлетворен председателем суда. Так? – уточнил председатель суда.

- Да.

- Это постановление обжалуется? Вы его обжаловали? – продолжил уточнять судья

- Нет. Я обращаю ваше внимание, что он сослался на…

- Это сейчас на что влияет, ваше обращение внимания?

- Он сослался на п.6 ч.1 ст.87 (судья не может участвовать в рассмотрении дела, если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в данном деле), - сообщил Устемиров  

- И? Что вы хотите этим сказать? – поинтересовался Кабыш.

- Я хочу сказать, что заявлю отвод всему составу вашего суда, в том числе и вам, - ответил Устемиров.

- Всему составу заявляете отвод? – немного как будто удивился судья

- Да, - повторил адвокат. - В том числе и вам. Свое ходатайство я составлю письменно и отправлю, - сказал он и добавил, что отправит бумагу в понедельник, потому как в пятницу улетает из Костаная.

Судья в свою очередь поинтересовался, чем мотивирован отвод адвоката непосредственно ему. Устемиров еще раз повторил свое высказывание о постановлении от 30 апреля. И зачем-то добавил, что напишет в Верховный суд об этом постановлении и своем недоверии к всему суду.

Судья объявил перерыв, начал вставать, но Устемиров попросил дать ему возможность сказать еще «два слова».

- Вы мне заявили отвод. Что вы теперь хотите? – напомнил ему судья.

- Ну я просто …

- Вы заявили мне отвод. Что вы теперь хотите? – повторил председатель.

- Я хочу мотивировать свой отвод. Вы новый председательствующий…. -

-  Так тем более, я новый председательствующий, 2 недели как назначен сюда.

- Да-да. Я знаю, что отвод будет отклонен, дело в другом. Я хочу, чтобы … есть такое понятие в УПК «председательствующий», а не «ваша честь». Хочу, чтобы она (Токаева – от авт.) обращалась правильно. А у нас подсудимый Нургалиев руководит процессом, он прерывает, говорит, что и как делать. То, что мы хотим добиться – доказательства достоверности … - стал говорить Устемиров.

- Я не пойму, у вас теперь просьба, чтобы судья, которая рассматривает, вела судебное следствие в рамках закона? Вы определитесь как то со своими...  

- Я заявил отвод, и на самом деле…

- Подождите, я еще не рассмотрел. Вы заявили отвод судье Мухамеджановой. Я сюда зашел, чтобы рассмотреть данный отвод.

- Я заявляю отвод всему составу суда.

- Ну все. Какие- то мнения будут, - отозвался судья.

Слово взяла адвокат Кисилева. Она еще раз рассказала суду о том, что Габит Нургалиев (брат подсудимого) зарегистрировал себя как директора ТОО «Агрофуд», и что Абдрахман едет куда-то чтобы помочь ему в этом.

- Абдрахман вчера покинул судебное заседание и уехал, поскольку сейчас Нургалиев его зарегистрирует как директора ТОО Элеватор Агрофуд, и у нас получится, что подсудимый и на сегодня является директором, и один и второй директором компаний, которые фигурируют в уголовном деле. Более того, нами заявлен, потерпевшими, иск к ТОО «Элеватор Агрофуд». Дабы в последующем элеватор мог взыскать суммы с лиц, которые судом будут признаны виновными. Я не говорю, что осудят Нургалиева, я не говорю, что осудят Абдрахман, мы ведем речь о том, что суд должен говорить истину. И такое поведение Нургалиева и Абдрахман, в общем-то само собой символизирует вмешательство в ход уголовного процесса, судебного заседания, - повторила адвокат свое пояснение.

- Я правильно понял, вы хотите сказать, что подсудимые, находясь на свободе сейчас, нарушают…

- И это тоже, - перебила судью Кисилева.

- Нарушают подписку? Вы сейчас сказали, они там, что-то регистрируют на себя? – все же закончил свою мысль судья.

- Ну, им не запрещено это. Регистрация директора носит уведомительный характер. Но они меняют руководство, - добавила Кисилева.

- Может быть, тогда следовало заявлять не отвод, а ходатайство, наверное, об изменении меры пресечения? Если у вас есть какие-то аргументы, а не затягивать, - предположил Кабыш.

- Обязательно, - перебила его Кисилева.

Устемиров в свою очередь сообщил, что суд не включил накануне свидетеля, действующего директора ТОО «Элеватор Агрофуд».

- А теперь что, когда Абдрахман назначили директором. Здесь в данной ситуации действия судьи вызывают уже вопрос. Ну почему вчера директора не допросили? – продолжила мысль своего коллеги Кисилева.

- Я не знаю, меня не было на этом судебном заседании. Данное дело не у меня в производстве. Мне ваш коллега заявил отвод, теперь, пожалуйста. Когда вы сказали, предоставите данный отвод в письменном виде? – уточнил судья, однако ответа не последовало.

- Я хотел бы пояснить, исковое заявление направлено …. – стал говорить Устемиров.

- Вы зачем отвод тогда судье заявили и всему суду. Сегодня пятница, и ваш отвод затягивает процесс. И если вы так переживаете за перемещения подсудимых, то вы сами дали им дополнительное время, - ответил суд и ушел в совещательную комнату.

Ходатайство об отводе суда в понедельник в суд все же поступило. Когда будет следующее заседание – пока не известно.