В Костанае продолжаются судебные заседания по делу о зерне. По сути, это дело - выяснение отношений двух бизнесменов, куда почему-то «влезла» прокуратура. Один предприниматель обвиняет другого в хищении денежных средств компании ТОО «Жана Жер Агрофирма» в 2016 году. Правда пока не понятно, как человек, не имеющий никаких прав и полномочий, подтвержденных на бумаге, мог совершать какие-то сделки.

Сторона истца настаивает, - ответчик (Нургалиев), пользуясь доверием, совершил «липовую» сделку по покупке зерна. Вот только фактически сделку совершил сам истец (учредитель компании Алтынов). На документах стоит его подпись.

Читайте также: ПРОКУРАТУРА «ВЛЕЗЛА» В РАЗБОРКИ БИЗНЕСА: ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ ЛОББИРУЕТ НАДЗОРНЫЙ ОРГАН

Тем не менее, Нургалиева обвиняют в хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием в особо крупном размере (мошенничество), на сумму 749,143 млн тенге при пособничестве Курман Абдрахман (директор ТОО «Элеватор Агрофуд»: место где хранилось зерно).

В суде

На данном этапе в суде выступают свидетели. Первый из них – Галымжан Мырзакожа. По его словам, он был принят Нургалиевым на работу в 2015 году сначала сотрудником, а позже директором ТОО «Сары-Терек» (дочерняя компания ТОО «Агрофуд»). Занимался посевными работами. Осенью 2016 года уволился из-за того, что ему не платили зарплату. На вопрос «почему вам не платили зарплату?», свидетель ответил: «спросите у Нургалиева».

- Потом вы взыскали заработную плату? – продолжила свой допрос адвокат Асель Токаева

- Нет, - ответил Мырзакожа

- Он вам до сих пор должен?

- Ну, я его простил.

- А какую сумму он должен вам?

- Я сейчас не помню уже.

Свидетель так и не смог сообщить суду, почему он не забрал свою заработную плату, и какой она была. Тогда Нургалиев напомнил ему, что причиной увольнения стал вскрывшийся факт хищений в компании. Мырзакожа это отрицает. Как и наличие неприязненных отношений между ним и Нургалиевым.

Кроме того, Мырзакожа в суде сообщил, что зерна на элеваторе в 2016 году не было. Правда, сам, он этого не видел. Ему об этом рассказал Нургалиев.

- Он сказал, что на элеваторе провели обыск, нет зерна. Это было 23 февраля 2016 года, сразу после того, как он взял меня на работу, - сообщил свидетель.

Нургалиев, в свою очередь, утверждает, что это ложь, обращая внимание на то, что в тот момент Мырзакожа даже не является его подчиненным. И добавил, «с чего вообще мне вести с ним такие разговоры?».

- А еще, какие-то подтверждающие данные были, о том, что нет зерна, кроме чьих то слов? – уточнила Токаева

- Ну, потом я видел документы, что вот зерна нет. Протокол обыска видел, тоже Нургалиев мне показывал, - ответил свидетель

- Когда?

- После, я не помню когда именно.

- Вы также настаиваете, что зерна не было вообще на элеваторе? – продолжила Токаева

- Я не могу настаивать, я говорю то, что я знаю.

Позже выяснилось, что свидетель, как он сам заявил: «толком ничего не знает». Но на допросе в 2020 году рассказывал все четко. Причем на этом допросе помимо следователя присутствовал и прокурор. Свидетель пытался объяснить, что о деталях дела он узнавал в разное время: что-то из аудита, что-то со слов Нургалиева. Адвокат Каиржанова свидетеля перебила, еще раз напомнив, что в ходе допроса следователю Мырзакожа рассказывал все подробно.

- Откуда вы все эти подробности знаете? Вы ли это отвечали, вот что я спрашиваю? Там же сидел, уважаемый прокурор Уразбеков, вы ли это отвечали или это  уже было напечатано, а вы расписались? Вот что я хочу знать, - сообщила адвокат, судья разрешила зачитать показания свидетеля данные в ходе следствия.

После, свидетель сообщил, что все «конкретно и полностью узнал из материалов дела».

- А до этого я уже в 16-м году, в конце года, я уже конкретно какие-то документы видел сам, своими глазами. Их мне предоставил Нургалиев, - ответил Мырзакожа, но вспомнить, что это были за документы он не смог, как и то, какие именно материалы дела он видел.

По его словам, в 2016 году он знал о договоре между ТОО «Агрофирма Жана Жер» и Продкорпорацией о покупке 15 тыс. тонн зерна, о том, что зерно в итоге было испорчено, кредите и банковской гарантии в 750 млн тенге, которая была взыскана после невыполнения обязательств.

- Вам эта вся информация откуда стала известна? Вы же лично в «Жана Жер» не работали? – спросила его адвокат Каиржанова.

- От Нургалиева, - ответил свидетель

- Когда вам стало это все известно?

- С июня 2016 года до октября 2016. И в 2017 это все продолжилось.

Адвокат напомнила свидетелю, что он поругался с Нургалиевым к концу 2016 года, и был уволен. И задала вопрос: «почему Нургалиев обсуждал с вами эти вопросы». Мырзакожа ответил, что он не сильно поругался с Нургалиевым, они «просто стали не близки».

При этом свидетель добавил, что информация к нему поступала и от учредителя компании «Агрофирам Жана Жер» Алтынова. Но что именно он ему говорил, Мырзакожа не вспомнил.

Читайте также: АУДИТОРЫ СОВЕТУЮТ ОБРАЩАТЬСЯ БИЗНЕСУ В ПРОКУРАТУРУ

В суде также выяснилось, что Мырзакожа все это время общается с учредителем ТОО «Агрофирма Жана Жер» Алтыновым. А на данный момент руководит компанией имеющей отношения с «Жана Жер», но в какой части не пояснил, сославшись на коммерческую тайну.

- Почему вы Алтынову то не сказали что зерна нет? – спросила адвокат.

- А почему я должен ему говорить? За это отвечает Нургалиев и он сам должен был докладывать.

«Переобулся»

В конце допроса свидетелю Мырзакожа напомнили, что в апреле 2016 года, в СМЭС Костанайской области он представлял компанию «Элеватор Агрофуд» (где как он говорил 20 минутами ранее, не было зерна) в качестве доверенного лица. И исходя из определения суда, тогда Мырзакожа говорил обратное, - утверждал, что на элеваторе зерно имеется.

Свидетель парировал, что тогда было много судебных разбирательств и детали он не помнит.

- Вот есть документ, судебный акт, в этом судебном акте конкретно вы выступаете представителем ТОО «Элеватор Агрофуд» и утверждаете, что на элеваторе имеется зерно. Что вы можете сказать по этому поводу? То есть после того, как 23 февраля 2016 года ему стало достоверно известно со слов Нургалиева, что зерна нет. Он дает, получается ложные показания суду? – спросила адвокат Асель Токаева.

- Нет, я не помню. Покажите, я не знаю, отправьте этот документ, я посмотрю, что за документ, - ответил свидетель.

Судебные заседания продолжаются….