Подсудимые по делу об «Астана LRT» обратились к суду с последним словом. Это последняя стадия судебного процесса и последний шанс подозреваемых сообщить важные сведения по делу. Редакция ИА NewTimes.kz постаралась не вырывать слова из контекста и донести до читателя суть сказанного.
Фото: ИА NewTimes.kz
— Уважаемый суд, на протяжении всего следствия в суде я и мои адвокаты делали все возможное, чтобы доказать одну истину: я не совершал те преступления, в которых меня обвиняют. Почему я должен нести ответственность за других, если все мои действия были по поручениям и согласно всем процедурам, которые предусматривают многочисленные согласования с вышестоящими органами и в последующем многочисленные проверки? Все эти документы были предоставлены в суде для их изучения. (….) Проект был сложный и первый в Казахстане, и если мы и допустили ошибки, то это несознательно и с умыслом, как говорит обвинение. Мы хотели и старались, чтобы проект начал реализовываться и как можно быстрее. Следствие установило, что я ничего не получил и никакую выгоду не имел, ни с кем не встречался, в чем тогда моя корысть? — взял слово бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов.
Его обвиняют в пособничестве Ардану и Султанбекову в части завышения стоимости работ по проектированию линий ЛРТ, БРТ, ИТС. В суде его адвокаты предоставили массу документов, подтверждающих, что стоимость работ была согласована на уровне правительства, республиканской бюджетной комиссии, парламента.
— Уважаемый суд, судебное разбирательство, длившееся более полугода, показало несостоятельность все тех обвинений, которые были предъявлены мне и другим подсудимым. Сторона обвинения так и не смогла предъявить суду факты, свидетельские показания, доказательства, подтверждающие мою вину. Все это осталось на уровне подозрений, как это было в самом начале следствия. Это говорит о том, что обвинения надуманы, так сказать, притянуты за уши. Положа руку на сердце, ваша честь, заявляю: я не виновен и не совершал никаких противозаконных действий, тем более преднамеренно, — обратился к суду экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов.
Суть предъявленных ему обвинений идентична с Аманжуловым.
— Все следствие не привело никаких доказательств, а все обвинение строится только лишь на предположениях. (…..) Уважаемый суд, воспользовавшись такой возможностью, еще раз заявляю, что умышленного пособничества хищению бюджетных средств не было. Данный умысел так и не был доказан в процессе рассмотрения дела. (….) Как показало рассмотрение дела, заключение, выданное мной, не имело юридических последствий, так как все необходимые бюджетные средства для работ по КУП (консультант по управлению проектом), ПСД (проектно-сметная документация) и технадзора имелись как переориентированные из проекта ЛРТ. Более того, бюджетные средства были распределены и имелись соответствующие договоры до направления ТЭО (технико-экономическое обоснование), ФЭО (финансово-экономическое обоснование) по БРТ первой очереди на экспертизу в Astana Innovation. Более того, руководством «Астана LRT» был совершен (подлог — прим. авт.) ТЭО, прошедшего экспертизу в РГП «Госэкспертиза» на совершенно другое ТЭО. Об этих фактах, достоверно установленных в ходе рассмотрения, мне на момент проведения экспертизы не было известно. То есть имеется факт введения в заблуждение меня и моих сотрудников и мошеннических действий со стороны руководства «Астана LRT», — оправдывалсяэкс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим.
Ему вменяют в вину выдачу положительных экспертиз по ФЭО и ТЭО для реализации проектов линий ЛРТ, БРТ.
— В этом проекте мы выполнили работу полностью, на 100%. Переделали данную работу три раза бесплатно. Основная работа проектной компании — разработать проект и получить заключение госэкспертизы. Мы в данном проекте участвовали, и конечный результат был — получение положительного заключения РГП «Госэкспертиза», — сообщил Тимур Касабаев. Его компания была субподрядной организацией и выполняла самые незначительные работы по проектам. В итоге, по словам подсудимого, ему не доплатили 50 млн тенге, он лишился бизнеса и остался должен своим сотрудникам и налоговой. По версии обвинения Касабаев выполнял работы лишь частично, занимаясь обналом.
— Хочу сделать акцент на значении данного проекта с точки зрения воспитания своих инженерно-технических специалистов. О его живительной силе в обучении национальных кадров, снижении интеллектуального потенциала страны на почве тотального недостатка и катастрофического оттока немногих квалифицированных специалистов, уезжающих за рубеж. Так необходимый для инженерной мысли Казахстана данный проект позволил нам создать свой проектный институт с проектной группой, имеющей опыт реализации уникального проекта, обладающей передовыми ноу-хау, предоставленными специалистами, лидерами в своей отрасли, компаниями SYSTRA, TIPSA и «Веритас». Но все, что мы создали, было разрушено следствием. (…..) Следствие превратилось в узаконенную банду, выбивающую нужные показания ввиду известной слабости человеческой природы. (…..)
Уважаемый суд, обращаю ваше внимание на то, что мы к строительству линии ЛРТ, о которой сейчас говорится в СМИ, никакого отношения не имеем. Все наши работы были выполнены, проектно-сметная документация сдана, государственные экспертизы все получены. Более того, непонятно, каким образом вообще проект БРТ, ITS и ASTRA имеют отношение к строительству линии ЛРТ, — сказал в своем последнем слове подсудимый Угугбек Ачилов.
Он руководил компанией «Нур-Трейд», которая работала в консорциуме с французской компанией SYSTRA. По версии следствия иностранцы активно пособничали Ардану и Султанбекову (хотя у французов и главных подозреваемых об этом пока никто ничего не спросил), а уже Ачилов помогал компании SYSTRA.
Всего по делу об «Астана ЛРТ» на скамье подсудимых находятся семь человек. Организаторы (по версии следствия) преступления — бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан находятся в международном розыске.
Судебное следствие завершилось. Судья огласит приговор после обеда 28 апреля.
Мы в социальных сетях