Проект закона, который находится на рассмотрении в Мажилисе парламента, среди адвокатов и юрисконсультов вызвал недовольство. По их мнению, поправки посягают на независимость адвокатуры, передает "Уральская неделя".
Они считают, что изменения, которые хотят сейчас внести в закон, – это шаг назад. Дело в том, что адвокатам навязывается для использования в своей деятельности информационная система «Е-Заң көмегі», которую разработали в Акционерном обществе «Национальные информационные технологии» (далее — АО «НИТ»). Целью проекта «Е-Заң көмегі» является автоматизация адвокатской деятельности и деятельности юридических консультантов.
По словам Айгуль Орынбековой, адвоката, члена адвокатской коллегии ЗКО, АО «НИТ» — частная компания. Из открытых источников адвокатам не удалось выяснить, кто является учредителем этой компании и какой процент государственных акций ей принадлежит.
— Нас заставляют, чтобы мы с АО «НИТ» заключили договор и использовали в своей работе только этот ресурс. Как можно принудить заключать договор, ведь это добровольное решение каждого гражданина республики. Мало того, АО «НИТ» — это платная структура, за использование которой каждый адвокат страны должен оплачивать 3600 тенге, и ещё администратору Республиканской коллегии адвокатов — один месячный расчётный показатель (в этом году он составляет 2 917 тенге). У нас в Казахстане на сегодняшний день 5 300 адвокатов. В итоге, ежегодно в АО «НИТ» от адвокатов будет поступать 650 миллионов 200 тысяч тенге. Кроме этого, юрисконсультов также обязуют заключать такие же договора, и взносы они будут платить такие же. В конечном счёте, АО «НИТ» ежегодно будет получать 1,5 миллиарда тенге. За что мы должны платить такие деньги?! — возмущается адвокат.
По словам Айгуль Орынбековой, адвокаты не против платить, но только они хотели бы знать, за что они платят.
Адвокаты сообщили, что на сайтах свободных источников они выяснили информацию, что АО «НИТ» 22 декабря прошлого года распределило свою прибыль в 5 миллиардов тенге на дивиденды.
— Мы не знаем, между кем они делят прибыль, распределяют дивиденды, но зато они уже проектируют законы и нас обязывают платить, — говорит Айгуль Орынбекова.
Стоит отметить, что одним из учредителей АО «Национальные информационные технологии» является АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде».
Адвокатов коллегии ЗКО вполне устраивают те информационные базы, которые они используют, и все эти данные они могут получить бесплатно.
Мади Мырзагереев, адвокат, член коллегии адвокатов ЗКО, считает, что, если платить, то хотя бы знать, что эти деньги идут на какие-то блага для страны.
— Нас вынуждают платить определённым людям, которых мы даже не знаем, но зато знаем, что они делят дивиденды. Кто они такие? За какие заслуги мы должны платить им деньги? — задаётся вопросом Мади Мырзагереев.
По словам Мади Мырзагереева, 3 600 тенге — вроде небольшая сумма, которую можно было бы и отдать, но всё же он не согласен с таким подходом.
— Вот, представьте, вы идёте по улице и вас останавливают хулиганы. Происходит так называемый «гоп-стоп», они забирают у вас 200 тенге. Казалось бы, мелочь, которую можно потерять нечаянно или подать милостыню на улице, но у вас эти деньги отобрали. Что вы испытываете в этот момент? Конечно, неприятные чувства, потому что у вас отобрали ваше имущество. Вот по мне сегодняшняя ситуация с оплатой, которую нас заставляют делать, — это государственный «гоп-стоп», — говорит Мади Мырзагереев.
Руслан Шагатаев, адвокат, член адвокатской коллегии, разъяснил, в чём именно он и его коллеги видят нарушения.
— Дело в том, что, в соответствии с Законом об адвокатской деятельности, договор подписывается председателем коллегии адвокатов РК, но это вправе делать только при согласовании с остальными членами президиума адвокатской коллегии. Их 34 человека, по два человека с каждой области, и, если хоть один человек из президиума не согласен с пунктами договора или какими-то моментами, то договор не подписывают. Председатель президиума адвокатов в РК без ведома членов президиума подписывает этот договор. Получается, что этот документ уже незаконный, — рассказал Руслан Шагатаев.
Отметим, что Кадыржан Баймуханова, председатель Республиканской коллегии адвокатов, никак не прокомментировала ситуацию. В телефонном разговоре помощник адвоката отказался представиться и объяснил, что председатель не может дать комментарий в связи со своей занятостью.
Павел Кочетков, руководитель филиала Бюро по защите прав человека ЗКО, считает, что все изменения в законе, прежде всего, подействуют на рядового гражданина, потенциального клиента адвоката.
— Сейчас, чтобы решить возникшие конфликтные ситуации или те, что вызывают вопросы и сложности в правовом поле, в жизни человека, отправляют в суд, но это очень дорогостоящая и долгая процедура. В это время гражданину нужен адвокат, защитник, юрисконсульт, услуги которого тоже оплачиваются. К тому же адвокатов сейчас государство этим законом «загоняет» в правовые рамки, и граждане тоже будут испытывать неудобства с получением юридической помощи, — сообщил Павел Кочетков.
О том, что граждане испытывают неудобства, а порой и давление со стороны госорганов, во время того, когда нуждаются в защите, рассказала Айгуль Орынбекова.
— Давление в каком смысле — вызывают твоих клиентов в те же фискальные органы, прокуратуру, и говорят клиенту, чтобы отказались от адвоката. Клиент надеется на помощь и поддержку, адвокат должен сделать всё, чтобы помочь клиенту. А как мы будем защищать клиента, если государство вмешивается в деятельность адвоката? — рассказала Айгуль Орынбекова.
Также она сообщила, что адвокаты Нур-Султана, Алматы и Атырау 4 марта подали заявку на проведение мирного митинга. Темой митинга стало несогласие с планируемыми поправками и изменениями в законе об адвокатской деятельности.
Мария Драчёва
Мы в социальных сетях