Правильная классификация нефтепродукта может существенно повлиять на исход по делу нефтяников. Ключевой вопрос - являются ли фракция газойлевая прямогонная (ФГП) и дизельное топливо идентичными. Обвинение настаивает, что эти продукты фактически одно и то же, что могло бы означать нарушение запрета на производство и обращение дизельного топлива класса К2. Но даже в Минэнерго не могут категорично сказать, что это один продукт, сообщает SotReport.kz.
Напомним, в Астане идет судебный процесс по делу о незаконном производстве и контрабанде дизтоплива. В межрайонном суде по уголовным делам его рассматривает судья Сандугаш Байбосынова. На скамье подсудимых пятеро: директор ТОО «КНПЗ» Антон Новицкий, директор ТОО «Вернал Ойл Казахстан» (ВОК) Евгений Гребнев, директор ТОО «Apina Export» Жанибек Дарибаев и юридический консультант компании Аманай Махметов, а также учредитель ТОО «КНПЗ» Марат Абиев, который ранее был осужден за организацию незаконного фонда «Архитекторы будущего».
Подсудимых обвиняют по статьям 197 ч.4 п.1,2 УК РК (транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения) и 234 ч.3 п.2 УК РК (экономическая контрабанда). Кроме того, Марату Абиеву предъявлено обвинение в создании и руководстве ОПГ (ст. 262 ч.1), а остальным фигурантам - участие в ней (ст.262 ч.2).
Читайте также: Рабочий чат компании в what’s app стал доказательством существования ОПГ
Следствие считает, что под видом продукта фракции газойлевой прямогонной (ФГП) подсудимые продавали дизтопливо запрещенного экологического класса К2. В нем содержится большое количество серы, что негативно влияет на экологию, поэтому Таможенный союз запретил его использовать и с 2018 года в Казахстане можно реализовывать только дизель класса К4 и К5.
Вот только не у всех нефтеперерабатывающих заводов есть возможность и оборудование выпускать топливо по евростандартам. А потому, такие НПЗ (чаще всего мини-заводы) останавливаются на производстве мазута, ГСМ или продают промежуточный итог переработки, как в случае с ФГП. При должной переработке и использовании различных присадок из него можно сделать дизтопливо класса К4 и выше.
Поскольку ФГП – это не конечный нефтепродукт, а промежуточный, то строгих стандартов и ГОСТов для него нет. Каждый завод выпускает его по своему усмотрению и, соответственно, показатели и наименования у всех свои. А стандарт, по которому будет производиться нефтепродукт, утверждает сама компания в паспорте производства. Вот только при расследовании уголовного дела его почему-то сравнивали с ГОСТом дизтоплива, который находится в той фракции, что и ФГП, а потому физико-химические параметр у них примерно одинаковые. Тем не менее, на основании таких сравнений обвинение и пришло к выводу о нарушении закона.
- Во время допроса на следствии вам предоставлялось для сопоставления, для сравнения стандарт организации на ФГП и для того, чтобы вы сравнили с показателями дизельного топлива с различными ГОСТами? – спросил свидетеля из Минэнерго адвокат Балпыков. - Что можете сказать? Насколько эти продукты похожи, есть ли различия между ними?
- Были различия по содержанию серы, по фракционному составу, - отметил замдиректор Департамента по переработке нефтепродуктов Талгат Смагулов. - Эти продукты схожи, но не идентичны. Это близкие по физико-химическим свойствам нефтепродукты. Следовательно, ФГП может являться компонентом дизельного топлива К4 и выше, и может быть переработан на более технологически развитых НПЗ.
– По делу у нас встречается стандарт печного топлива, что можете сказать про него?
- Он тоже похож по физико-химическим свойствам. Для более точного ответа, конечно, нужно посмотреть стандарт по физико-химическим свойствам. Это похожий с дизтопливом компонент, который тоже нужно дорабатывать для того, чтобы произвести качественный продукт, - ответил Талгат Смагулов.
Вот только за производство и продажу печного топлива людей не судят за схожесть с дизтопливом. К слову, согласно техрегламента Таможенного союза НПЗ могут производить дизель К2 для собственных нужд. Его нельзя только продавать на территории стран, принявших этот техрегламент и попавших под запрет. При этом, сотрудник Минэнерго отметил, что нефтепродукты из «запретной» группы не могут поголовно считаться дизельным топливом и нужно смотреть их показатели, так как это могут быть компоненты или их аналоги.
Читайте также: Спецназ в СИЗО: новые правила повторного задержания в Казахстане. Дело нефтяников
Мы в социальных сетях