Фото: ru.freepik.com

Преемник «АрселорМиталл» хочет получить и деньги, и металл после несостоявшейся кражи. Несмотря на то, что им вернули часть «похищенного», АО «Qarmet» все равно включил в гражданский иск стоимость этих изделий. Там считают, что из-за действий подсудимых изделия потеряли свою ценность, сообщает SotReport.kz.

Напомним, в столичном Специализированном межрайонном уголовном суде рассматривается дело карагандинской группировки. Судебный процесс проходит под председательством судьи Сейфуллы Тасымбетова. На скамье подсудимых 24 человека. Согласно обвинительному акту на счету ОПГ 16 различных эпизодов, таких как стрельба, хранение оружия и вымогательство. Но большинство преступлений связано с кражами на заводе АО «АрселорМиталлТемиртау». Как удачными, так и нет.

Так, в деле фигурирует несколько эпизодов покушения на кражу. Подсудимые не смогли вывезти и продать похищенное, и имущество вернули на завод. Но АО «Qarmet» все равно предъявил материальный ущерб по этим эпизодам. При этом, по словам известного столичного адвоката Надежды Далабаевой, законом вообще не предусмотрена возможность подачи иска за «покушение на преступление».

- Весь прокат был изъят и положен на склад завода АМТ. То есть ущерба не причинено. Через 24 статью была попытка кражи, но вы выставляете исковые требования. В связи с чем? То есть вы хотите получить двойную сумму навара. И металл получить, еще и эту сумму получить в кассу предприятия? – обратился к представителю истца адвокат Струков.

- Я ранее говорил, что все эти ТМЦ, которые фигурируют во всех этих эпизодах, они более чем два года были выведены из экономического оборота. Находясь под открытым небом на хранении, они давным-давно потеряли свои товарные ценности. Кроме того, они же были при попытке хищения порезаны. Что швеллера, что листы, - ответил представитель АО «Qarmet» Саркенов.

- Листы не были порезаны. Мы готовы выкупить их. Давайте мы выплатим вам миллион четыреста, как вы просите, а вы отдадите нам металл. Он же все равно испорченный и вам не нужен. Мы готовы забрать его себе. Вы готовы на это? – спросил адвокат, и услышав в ответ, что это вещдоки продолжил. - Вы хотите и металл получить и деньги. Это же незаконное обогащение получается. А вы занимаетесь незаконным обогащением от имени АО «АМТ». Даже не от имени АМТ, а как правопреемник. Хотя мы по документам видим – вы не правопреемник. То есть вы хотите получить чужое имущество и за это сверху получить прибыль.

Невольно вспоминается фраза из мультфильма про Винни Пуха: «Хочу и того и другого, желательно побольше». Тем не менее, в АО «Qarmet» отказываться от исков не собираются, которые в общей сумме составляют около 31 миллиона тенге. Но объяснить, чем они обосновывают свои требования представитель истца не смог. Лишь предоставил счет-фактуры и накладные на изделия, фигурирующие в деле.

Стоит отметить, что в АО «Qarmet» заморачиваться и высчитывать реальный ущерб видимо не захотели. Так, например, по эпизодам покушения на кражу, когда похищенное вернули владельцу, они предъявляют закупочную стоимость изделия. Хотя, как отметил один из адвокатов, должны были провести экспертизу и выявить разницу между ценой изделия и ценой лома.

- Почему нет оценки, предоставленной вам оценочной компанией, разницы между швеллерами в качестве черного металла как лома и стоимости швеллеров? – спросил адвокат.

- Такую экспертизу никто не делал по делу, - отметил представитель истца Саркенов и получил замечание, что это обязанность потерпевшей стороны.

По мнению стороны защиты, такие действия АО «Qarmet» можно расценить как злоупотребление правом. Ведь согласно ГПК РК, иск должен быть обоснованным и иметь основания материального ущерба. Однако в данном случае, кроме слов и ссылок на обвинительный акт, представитель потерпевшего не привел каких-либо обоснований своим требованием. А потому, сторона защиты считает, что необходимо отказать в гражданских исках.

Тем временем большинство подсудимых, хоть и признаются в хищениях, вменяемый ущерб отрицают. Они считают, что суммы гражданского иска не соответствуют фактическим обстоятельствам, а порой больше ущерба, указанного в обвинительном акте.

Заседания продолжаются….