Следователь признал групповой рабочий чат в мессенджере what’s app доказательством существования организованной преступной группы. Логика такая – в переписке есть ярко выраженный лидер, который говорит, что, кому и когда делать, есть его помощники, которые контролируют исполнение поручений и непосредственно исполнители, передает SotReport.kz
Кроме того, следователь и прокуратура в обвинительном акте утверждают, что именно в группе, где переписывалось порядка 15 человек, ОПГ обсуждала как будет обманывать государство, нарушать законы и продавать дизельное топливо низкого качества несмотря на запрет, (с 1 января 2018 года выпуск и обращение дизельного топлива класса К2 и К3 на территории Таможенного союза запрещен).
Как органы следствия пришли к такому умозаключению, пока не совсем понятно – суд не дошел до подробного изучения вопроса. Но защита уже представила свою экспертизу.
Про дело
В Астане идет судебный процесс по делу о незаконном производстве и контрабанде дизтоплива. В межрайонном суде по уголовным делам его рассматривает судья Сандугаш Байбосынова. На скамье подсудимых пятеро: директор ТОО «КНПЗ» Антон Новицкий, директор ТОО «Вернал Ойл Казахстан» (ВОК) Евгений Гребнев, директор ТОО «Apina Export» Жанибек Дарибаев и юридический консультант компании Аманай Махметов, а также учредитель ТОО «КНПЗ» Марат Абиев, который ранее был осужден за организацию незаконного фонда «Архитекторы будущего».
Подсудимых обвиняют по статьям 197 ч.4 п.1,2 УК РК (транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения) и 234 ч.3 п.2 УК РК(экономическая контрабанда). Кроме того, Марату Абиеву предъявлено обвинение в создании и руководстве ОПГ (ст. 262 ч.1),а остальным фигурантам - участие в ней(ст.262 ч.2).
Исследование переписки
Адвокат Олжас Оралбеков зачитал в суде вопросы, поставленные защитой перед экспертом о переписке в мессенджере what’s app. Среди них:
- Может ли переписка в чате what’s app считаться перепиской сотрудников коммерческой организации?
- Имеются ли в тексте переписки сведения о том, что участники чата являются коллегами по работе, а не ОПГ?
- Есть ли в чатах сведения, что под видом «фракция гайзолевая прямогонная» выпускается и реализуется дизельное топливо?
К слову, эксперт, исследовав переписку, пришла к выводу, что люди в чате лишь обсуждали рабочие вопросы, а не строили заговор. Иерархию в общении объяснила профессиональными функциями участников и их должностями: директор, юрист, бухгалтер и другие.
Кроме того, специалист сделала вывод, что «в переписке нет сведений, выраженных открытым вербальным способом о том, что под видом «фракция гайзолевая прямогонная» выпускается и реализуется дизельное топливо. Помимо этого, в этом чате не состоял один из подсудимых - Евгений Гребнев.
Прокуратура сутки изучая экспертизу, попросила суд не приобщать ее к материалам дела, усомнившись, что адвокаты передали на исследование всю переписку. Судья экспертизу приобщила.
В суде
Суд определил порядок исследования доказательств по делу: сначала изучение материалов дела (107 томов), а уже потом допросы экспертов, свидетелей и подсудимых. За несколько дней участники процесса огласили необходимые им документы из 30 томов дела. И если для обвинения это все доказательства вины подозреваемых, то защита активно делает акценты на незаконность тех или иных процессуальных действий и недопустимость признания их доказательствами по делу.
Основная претензия – экспертиза арестованных цистерн с жидкостью, которую защита называет «фракция гайзолевая прямогонная», а обвинение – дизельным топливом плохого качества.
Еще одна интересная деталь, - 25 вагонов-цистерн, из которых брали жидкость и отправляли на экспертизу не были признаны вещественными доказательствами. По крайней мере, защита утверждает, что в деле нет постановлений о признании этих цистерн таковыми.
Экспертиза жидкости
Судя по всему, образцы жидкости следствие брало дважды: 1 декабря 2021 года (но, дальше, по словам защиты, след этих проб теряется и в документах нет упоминания о них) и 10 декабря 2021 года. Тогда специалисты налили из цистерн 29 бутылок спорной жидкости и отправили на экспертизу павлодарскому нефтехимическому заводу. Там по результатам исследования выдали следствию один протокол испытаний.
- Из 29 образцов, павлодарский нефтеперерабатывающий завод дает только один протокол испытания. У меня возникает вопрос: куда делись остальные 28 объектов, которые были направлены органом досудебного расследования? При этом, исходного материала у экспертов не осталось. Для проведения протокола испытания одного литра для павлодарской лаборатории было достаточно. Мы полагаем, это было сделано умышлено, для того, чтобы мы не могли повторно назначить проведение данной экспертизы, - высказалась в суде адвокат Эльвира Абдулина.
Адвокаты обратили внимание и на то, что в материалах дела нет постановлений о привлечении специалистов для проведения исследований, процесс отбора проб и образцов жидкости вызывает сомнения, а одна из экспертов, в нарушение правил самовольно переформулировала поставленные перед ней вопросы. Более того, по словам адвокатов, она сделала вывод о стандарте, который на тот момент еще не существовал в Казахстане.
- Заключение эксперта датировано 17 января 2023, а ГОСТ фактически был принят на территории РК с 10 июля 2023 года. Но это не помешало Джайлимбетовой проводить исследование. Кроме того, она не имела права проводить экспертизу, поскольку орган судебных экспертиз министерства юстиции РК в настоящее время не располагает надлежащей материально-технической базой для проведения исследований нефтепродуктов, - отметили адвокаты и в качестве доказательств огласили письмо, в котором представитель министерства сообщает об отсутствии у ведомства необходимой материально-технической базы для проведения такого рода исследований.
Прокуроры в свою очередь отмечают, что на данном этапе намерено не вступают в полемику с адвокатами, во имя экономии времени. Но дали понять, что у них есть аргументы.
Заседания продолжаются. Редакция sotreport.kz будет следить за развитием событий.
Мы в социальных сетях