Фото: Сергей Грачев, izhlife

В Караганде настолько суровые ОПГ, что о ней не знают даже «участники». Сразу несколько подсудимых по делу карагандинской «банды», занимающейся хищениями на заводе «АрселорМиталлТемиртау», утверждают, что не знакомы с ее организаторами. Решение своровать то, что «плохо лежит», они приняли сами и в своих интересах, сообщает SotReport.kz.

Дело рассматривается в Специализированном межрайонном уголовном суде Астаны. Согласно обвинительному акту на счету ОПГ 16 эпизодов различных преступлений, среди которых хранение оружия, вымогательство и кражи на заводе «АрселорМиталлТемиртау. На скамье подсудимых 24 человека, каждый из которых причастен к различным преступлениям. При этом следствие считает, что ответственность за «криминал» лежит на двух основных организаторах – Зангаре Хасенове и Айдосе Толен. Якобы с их согласия, а порой и подачи, подсудимые преступали закон.

Чтобы не запутаться в многочисленных эпизодах каждый из них изучается отдельно, с поправкой на действующие лица. Тех подсудимых, кто участвует лишь в нескольких, суд сразу допрашивает. Вот только на основании их показаний создается впечатление, что карагандинская «мафия» существует только на бумаге, а на деле суд рассматривает ряд не связанных между собой преступлений.

Кража бронзы. Эпизод 8

В 2022 году с завода АО «АрселорМиталлТемиртау» (АМТ) украли около тонны отходов бронзовых изделий. Следствие считает, что организатором кражи был сотрудник охранной фирмы Жасулан Мауткалиулы. Якобы он разработал план хищения и, получив одобрение «старших» Хасенова и Толен, принялся за дело. Нашел машину для вывоза изделий, для погрузки позвал на помощь безработного Жениса Аманхана, а после сдал похищенное в пункт приема цветного металла. Выехать с территории завода помогли охранники Айдос Толен и Жартас Кожанасып.

Мауткалиулы и Аманхан кражу не отрицают, но с версией следствия не согласны. По их словам, украсть отходы бронзы предложил мастер участка Марлен Абдраманов (находится в статусе свидетеля – от авт.). Якобы он рассказал, где лежит лом, договорился с водителем и нашел пункт приемки металлов. Тогда как свидетель утверждает, что «был вынужден делать вид, что с ними». Якобы из-за настойчивых звонков со стороны Мауткалиулы и Аманхана, переживал, что могут возникнуть проблемы если не поможет. Однако в самой краже не участвовал, а лишь указал место, откуда можно забрать лом.

Вот только материалы дела и проведенные НСД ставят под сомнения его слова. Минимум в половине случаев инициатором звонков был сам Абдраманов. Он же координировал куда надо ехать, чтобы продать цветмет, а также переводил деньги.

Читайте также: Стрельба, кражи и вымогательство: в Астане рассматривают дело карагандинской «мафии»

Отрицают подсудимые и версию с ОПГ. Да и в материалах дела не приведено подтверждений, что «организаторы» знали о хищении. Единственная связь между подсудимыми заключается в том, что Айдос Толен работает в той же охранной фирме, что и Жасулан Мауткалиулы.  При этом подсудимый Женис Аманхан, вовсе никого не знает. Он пришел на помощь своему знакомому Жасулану, чтобы подзаработать.

- Хасенов Зангар, Толен Айдос, Кожанасып Жартас вообще не знали об этом. Они не причастны к этому делу. Это касается только Абдраманова и меня, потому что Абдраманов сам организовал все и сам в свидетели ушел. Так же не делается, - возмутился подсудимый Мауткалиулы.

Тем не менее, в краже отходов бронзы обвиняются пятеро: Хасенову, Толен, Кожанасып и Мауткалиулы вменяют статью 188 ч.4 п.1 УК РК - кража чужого имущества, совершенного преступной группой с незаконным проникновением в производственное помещение в крупном размере, а Женису Аманхану - ст.188 ч.3 п.1,3 УК РК, то есть в группе лиц по предварительному сговору.

По подсчетам следствия, в АО «АМТ» украли около тонны отходов бронзовых изделий на сумму 2,8 млн тенге. Как утверждает эксперт, все изделия были новыми и с номенклатурным номером. Тогда как подсудимые уверяют, что хоть и вывозили, но вывозили лом и в гораздо меньшем объеме. Со слов подсудимых изделия поместились в ящик газели.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рабочий чат компании в what’s app стал доказательством существования ОПГ

К слову, украденный лом был изъят из пункта приемки и возвращен на завод. Однако, согласно гражданскому иску, правопреемник Арселора АО «Qarmet», требует возмещения материального ущерба. Впрочем, объяснить свои требования или подтвердить иск представитель компании не смог. Во время допроса он ссылался только на материалы уголовного дела, а после вовсе взял паузу для подготовки. Не помогли и заранее озвученные вопросы сторон, а потому вместо полноценного допроса потерпевшей стороны, суд предложил направить письменный запрос в компанию.

 Заседания продолжаются.