Обменный пункт «Сервис АСТ» работал в аэропорту Астаны нарушая правила. У компании в пользовании было два разных помещения, два договора аренды на них, а вот приложение к лицензии на валютные операции только одно. Об этом сообщили в Национальном Банке РК. Вот только этот факт не останавливает компанию от попыток принудить руководство воздушной гавани к сотрудничеству, сообщает Sotreport.kz.
Суть дела
31 марта 2024 года у компании «Сервис АСТ» закончился договор аренды. В этот же день сотрудники компании актом приема-передачи добровольно вернули помещение аэропорту. В апреле аэропорт заключил договор с другой компанией (Байлык Finance) на более выгодных для себя условиях. В мае обменный пункт этой компании, получив приложение к лицензии, начал свою работу. При этом, у компании «Сервис АСТ» осталось другое помещение, так что две компании работали параллельно в международном терминале.
Но в июне 2024 года «Сервис АСТ» подал в суд с требованием перевести на него договор аренды между Байлык Finance и аэропортом, с передачей всех прав и обязанностей по договору от нового арендатора ему. То есть выгнать конкурирующую компанию, и отдать второй обменный пункт себе в пользование. Примечательно, что иск они подали только спустя три месяца после сдачи торговой площади.
В суде
Сегодня в суде выступили руководитель компании Байлык Finance Айнур Сагадиева и адвокат ТОО «Сервис АСТ» Алма Мусина. Последняя сообщила суду, что компания изначально планировала работать в двух помещениях. Но, из-за бюрократических сложностей аэропорта не смогла вовремя отправить письмо с просьбой о продлении договора. В итоге, договор истек 31 марта 2024 года, а письмо попало в аэропорт только 2 апреля.
По ее словам, в «Сервис АСТ» не знали, что договор закончится 31 марта, и когда 29 числа это стало известно, сотрудники не успели написать и направить письмо. А так как 30 и 31 марта были выходными днями, нарочно документ в канцелярию воздушной гавани сдали только 2 апреля, предварительно освободив помещение.
Адвокат настаивает – руководство аэропорта обмануло компанию и злоупотребило своим правом: и договор им предоставили не вовремя, и дат на договоре не было. Вот только в материалах дела видно, что их письмо с просьбой о продлении было направлено в аэропорт, без номера договора и даты его подписания.
Последствия
Пока компания судилась с аэропортом, у нее закончился договор аренды и на второе помещение. И этот договор аэропорт не продлил. Так что в итоге, несмотря на то, что Алма Мусина поддержала свои исковые требования о своем преимущественном праве перед всеми другими арендаторами, в речи прозвучали и новые нарративы (цитата без редакторского вмешательства).
- Я зашла в аэропорт и посмотрела, там столько помещений свободных. Но дайте 8 кв.м, какой-то клочок… не знаю. Какая была проблема отдать Байлык Finance другое помещение. И никто бы не стоял без работы. Мы все предприниматели, должны работать, не имеем неприязненных отношений, но таким образом, что вторую кассу (от 20 года) у которого договор только закончился сейчас, тоже забрали. Я вот акт получила сейчас. Хорошо Байлык Finance занял одну кассу, но дайте тогда вторую кассу нам. В чем проблема? – высказалась она.
Вторая сторона
Айнур Сагадиева в своей речи структурно прошлась по проблеме:
- Арендатор должен был заблаговременно уведомить арендодателя о своем намерении продолжить сотрудничество. Чего сделано не было. При этом, канцелярия аэропорта от обменного пункта находится в шаговой доступности. А потому проблем с доставкой писем быть не должно было.
- Согласно ответа Национального Банка РК компания «Сервис АСТ» никогда не получала приложение к лицензии на работу в помещении, отданному в аренду Байлык Finance.
- Наша деятельность лицензируемая. Лицензия или приложение к ней выдается НацБанком. Нам 4 мая 2024 года было выдано приложение конкретно на наше помещение – кассу 2. И, согласно ответу НацБанка, «Сервис АСТ» никогда не получал второго приложения к лицензии на обменные операции, он осуществлял свою деятельность на основании одной лицензии и единственного приложения. Хотя работал в двух разных помещениях с двумя договорами аренды.
Согласно законам РК «О валютном регулировании» для работы в конкретном помещении обязательно получение лицензии или приложения к лицензии. А в случае отсутствия у организации помещения для осуществления деятельности уполномоченная организация сдает лицензию на обменные операции или приложение к ней в центральный филиал Нацбанка в течение 10 рабочих дней, - обратила внимание суда Айнур Сагадиева.
- Договоры компании Байлык Finance и «Сервис АСТ» - разные по времени и суммам, а потому применить статью 557 ГК РК (приоритетное право) при наличии разных условий – нельзя.
- Хочу обратить внимание что истец добровольно сдал помещение кассы-2, подписал акт приема-передачи помещения с арендодателем 31 марта 2024 года. Соответственно, тем самым истец показал, что у него не было намерения продолжать работать дальше, - сказала Сагадиева и добавила. - Не понимаю почему они хотят именно наше помещение, если они сами отказались от него. Мы первым делом, начав работать, снизили маржу между курсами покупки и продажи, понимая, что аэропорт- визитная карточка страны и необходимо формировать у туристов благоприятное впечатление о стране. Такая ситуация, видимо не устроила «Сервис-АСТ». Я прошу изменить решение и не лишать нас бизнеса.
Кроме того, представитель аэропорта еще раз отметил, - договор не продлили не из-за прихотей, а в связи с допущенными нарушениями. По его словам, компания «Сервис АСТ» не платила вовремя фиксированную арендную плату, задерживала с другими выплатами и продала отделимые улучшения, которые согласно договору, являются имуществом аэропорта.
Адвокат Владимир Стрельников, в свою очередь, обратил внимание коллеги, что суд первой инстанции не предоставил сторонам возможности примирения. Услышав это, коллегия дала недельный срок на проведение медиации, сказав, что «худой мир лучше доброй ссоры», и ушла на перерыв. Редакция будет следить за развитием.
Читайте также: Вернуться любой ценой: аэропорт Астаны принуждают к сотрудничеству
Мы в социальных сетях