©Кира Прейс, Sotreport.kz

Следователя ДЭР в очередной раз обвинили в незаконных действиях. В списке его «прегрешений» давление на подсудимых, непроцессуальный контакт с потерпевшими, а также «приписки» к их заявлениям и показаниям. Адвокаты считают, что такие действия следователя говорят об отсутствии уголовного преступления со стороны независимых представителей QNET и, как следствие, сфабрикованном деле, сообщает Sotreport.kz.

Суть дела

Дело рассматривают в суде №2 города Кызылорда под председательством судьи Жулдыз Жакеевой. На скамье подсудимых находятся пять человек. Это Бауржан Уали, Рустем Жумагельдинов, Дархан Шынгожаев и две сестры Б. Их судят по статье 217 ч.3 п.2 УК РК, то есть создание и руководство финансовой пирамидой и извлечение выгоды из привлеченных средств, путем их перераспределения. При этом, по версии следствия, все эти действия были осуществлены в составе преступной группы.

К слову, в Казахстане это далеко не первый уголовный процесс с подобными обвинениями. А обстоятельства мнимого преступления совершенно идентичны вне зависимости от региона: люди регистрировались в качестве независимых представителей QNET, чтобы заработать деньги и покупали различные товары.

Новоиспеченных представителей курировали более опытные коллеги, которые проводили различные обучения и тренинги. При этом, рассказывать о деятельности компании и методиках продаж «новичкам» это обязанность, о которой сказано в политике международной компании. Там же указано, что лишь когда независимый представитель (НП) продает товар, он получает от компании комиссионные, что и составляет его заработок.

Несмотря на это, к компании почему-то ни у кого нет претензий.  Официально деятельность международной компании QNET в Казахстане не запрещена. Но правоохранительные органы все равно «наказывают» их независимых представителей за организацию финпирамид.

В суде

Интересно, что так называемые потерпевшие не могут объяснить, в чем заключается вина подсудимых. Например, потерпевшая И. (фамилию не указываем по требованию суда, однако редакция уже обратилась за официальными разъяснениями о правомерности требований - прим. ред.) считает, что подсудимый Бауржан Уали виновен из-за видео, на котором мужчина выглядит богатым и успешным. Что вызвало недоумение у участников процесса.

- Вы из-за видео меня считаете виновным? Я даже не знаю кто показывал видео и что на нем, - обратился к потерпевшей Бауржан Уали, но внятного ответа так и не получил.

– Он спрашивает в чем виноват. Он заставлял вас брать кредит? – уточнила судья. - Если на видео вас покажут богатой, хотя это неправда, ведь вы же не разбогатели, но ваше видео увидит чужой человек, вы будете в ответе за это?

- Нет, - тут же последовал ответ.

Однако в отношении подсудимого потерпевшая осталась стоять на своем. По ее мнению, Уали виноват, а потому наряду с другими подсудимыми должен ей возместить деньги за карту путешествий. При этом сумма гражданского иска почти в два раза превышает реально потраченные деньги. Логика у потерпевшей проста – раз товар был приобретен в кредит, то и возмещать деньги нужно с банковскими процентами.

Читайте также: Подозреваемый по делу Qnet в Кызылорде стал потерпевшим

При этом, ранее, ни с подсудимых, ни с компании она не требовала вернуть деньги. Лишь говорила об этом золовке, которая и пригласила ее в компанию. Но когда сообщили, что все пишут заявления пошла тоже. Вот только, как и у некоторых других потерпевших, в ее заявлении нет Бауржана Уали. По мнению адвоката Мухаметкали Мадиярова, объясняется это тем, что на самом деле с подсудимым никто из потерпевших не работал и даже не видел его.

— Это потому, что потерпевшие не являются потерпевшими. Они не могут сказать, что мой подзащитный каким-то образом замешан в этом, - сообщил адвокат Мадияров. — Это потому, что сотрудники ДЭР ввели потерпевших в заблуждение и в данное время эти потерпевшие «сфабрикованы». У них есть договор с QNET, они за это деньги брали, ездили за границу, товары покупали. Я думаю, что это дело с самого начало сфабриковано.

К слову, о том, что уголовное дело QNET создано сотрудниками ДЭР говорил и подсудимый Рустем Жумагельдиев.  Ранее он обратился в СМИ с заявлением о давлении во время следствия. Якобы следователь предлагал признаться в «преступлении», полностью возместить ущерб и получить «условку». А когда Жумагельдиев отказался, то в ход пошли угрозы.

Читайте также: Статистика выше Конституции? Подсудимый пожаловался на действия ДЭР

Аналогичная ситуация, судя по всему, случилась и с Бауржаном Уали. Во время судебного заседания его брат, а по совместительству общественный защитник, заявил о давлении со стороны того же следователя. Оказалось, что в следственном изоляторе Уали сильно избили, а также заставляли дать обвинительные показания против других фигурантов. В качестве доказательств он предоставил суду обращения в службу специальных прокуроров, в Генеральную прокуратуры, а также в администрацию президента.  Вот только жалобы, как и в случае с Жумагельдиевым, «спустили» обратно в ДЭР и дело закрыли из-за отсутствия доказательств.

Судья Жакеева заявление общественного защитника не оставила без внимания. Она поручила прокурору предоставить все документы по этому факту, а также провести качественное медобследование Бауржана Уали не в стенах изолятора. Итоги проверки станут известны позже, ну а пока объективность расследования вызывает серьезные сомнения.

Так в ходе допроса И. выяснилось, что у потерпевших по делу QNET есть общий чат со следователем, где он является администратором. Защита считает, что таким образом их могли «учить» какие показания нужно давать в суде, чтобы получить деньги. Кроме того, показания потерпевших в суде и со времен следствия отличаются.

– Чат с потерпевшими, по мнению защиты, является непроцессуальным контактом, а также вмешательством в судебное разбирательство со стороны следственного органа, - прокомментировал ситуацию адвокат Мейрбек Даубалаев. - Здесь идет нарушение со стороны следственных органов. Некоторые потерпевшие уже подтвердили, что они некого рода показания не давали. Поэтому следователь, по мнению защиты, подгонял все к обвинению и были добавлены такие факты, которые потерпевшие не говорили.

Читайте также: Дело Qnet в Кызылорде: потерпевшие могут стать подсудимыми

Адвокаты надеются, что при вынесении приговора суд учтет эти и другие моменты и примет соответствующие меры. Однако потерпевшие продолжают настаивать, что «помощи» следователя при даче показаний не было. Хотя в суде многие моменты, указанные в протоколах допроса и в заявлениях, объяснить они не в силах. Например, дословные цитаты из Уголовного кодекса. По словам потерпевших, они были уверены, что их показания записываются дословно, а потому подписывали документы не читая их.

Вот только такая «защита» следователя может негативно отразиться на самих потерпевших. Ведь, как отметил суд, каждый будет нести индивидуальную ответственность за свои слова и действия. К тому же сторона защиты уже один раз заявляла ходатайство о привлечении к уголовной ответственности за лжесвидетельство.

Заседания продолжаются