Фото: Zuma\TASS

Группа инициативных предпринимателей, связанных с ТОО "Торедо", придумала новую схему привлечения денег граждан под строительство. Застройщик не отвечал требованиям закона "О долевом строительстве", и не мог привлекать деньги дольщиков, а потому предлагал гражданам вкладывать деньги в качестве инвесторов. Взамен вкладчикам обещали низкую себестоимость квадратных метров. Так, жилплощадь размером около 80 кв.м можно было приобрести за 8-10 млн. тенге. Но в какой-то момент стройка остановилась, а деньги граждан осели на неизвестных счетах, сообщает Sotreport.kz.

Суть дела

Компания ТОО "Торедо" купила восемь участков земли под застройку в Каскелене (город близ Алматы) и начала возведение жилых комплексов. Низкую себестоимость жилплощади предприниматели объясняли наличием собственных заводов по производству стройматериалов, а чтобы доказать свою добропорядочность, предприниматели вели активное строительство некоторых ЖК и периодически присылали видео проделанной работы.

- Мы по всем ЖК съездили, они показали мне ЖК, которое строится. Активно работа шла. Что-то рылось, какая-то имитация бурной деятельности была, - рассказала одна из владельцев квартир в ЖК "Home Южный" (один из ЖК ТОО "Торедо").

Но время шло, а стройка так и не подходила к концу.  В какой-то момент, менеджер ТОО "Торедо" и вовсе перестала выходить на связь и тогда люди забили тревогу. Дело осложнялось тем, что застройщик тщательно скрывал "инвесторов" друг от друга, и лишь обещал, что те смогут встретиться на собрании, которое все время переносилось. Сложными путями людям все же удалось скооперироваться и написать заявление в полицию - генерального директора "Торедо" арестовали по подозрению в мошенничестве.

Читайте также: В Алматы по решению суда снесут трехэтажное здание

Потерпевшие

По мнению потерпевших, ТОО "Торедо" удалось обмануть около 150 человек, из которых 40 - это владельцы квартир в ЖК "Южный". Только они вложили более 270 млн тенге в строительство ЖК, а общий ущерб, по подсчету "инвесторов" может превышать 1,5 млрд тенге. Кроме того, оказалось, что у "Торедо" не было разрешения на строительство. Поэтому работу вела другая компания, у которой имелась лицензия.

- У них нет разрешительных документов. Стройку ТОО "Нитос Групп" делал. И мне в полиции и прокуратуре объяснили, что может одно лицо привлекать деньги, а строить другое, - рассказала потерпевшая Айгерим. - Но я писала в департамент полиции, чтоб "Нитос" тоже проверили.

Расследование

По словам несостоявшихся жителей "Южного", расследование дела идет со скрипом. Им приходится самостоятельно искать доказательства вины предпринимателей и документы, подтверждающие их злой умысел, а также отправлять жалобы в Антикор на бездействие следователя.

"Инвесторы" уверены, что за обман ответственна не только гендиректор "Торедо", но и другие лица, связанные с ней.  А потому настаивают чтобы:

  • Дело расследовали в отношении организованной преступной группы;
  • Была установлена сумма, потраченная на строительство (путем проведения проверок и экспертиз);
  • Следователи выяснили куда "ушло" имущество компании, которое не арестовали и не описали во время следствия.

Потерпевшие утверждают, - пока гендиректор ТОО "Торедо" Жунусова находилась в СИЗО, земельный участок каким-то образом переоформили, а спецтехнику вывезли.

- Нам сказали, что могут привлечь к ответственности только Жунусову по ч.2 ст.190 УК РК (предусматривает до трех лет лишения свободы, но можно отделаться и штрафом - от авт.). То есть, не принимают во внимание тот факт, что группа лиц по предварительному сговору завладела обманным путем особо крупной суммой денег, а именно 271 млн тенге, обманув около 40 человек. А это в свою очередь ч. 4 ст. 190 УК РК (штрафа нет, а фигурантом может грозить до 10 лет тюрьмы), - считает потерпевшая.

Акимат

На наш запрос о судьбе "инвесторов" областной акимат отвечать не стал, а "спустил" его в районный. Но и там конкретного ответа нам не дали. Как сообщили в отделе архитектуры и градостроительства Карасайского района, вопросы по программе завершения недостроеного строительства не входят в их компетенцию. Но можно предположить, что поскольку потерпевшие являются не дольщиками, а инвесторами, то и помогать им не будут.