фото: Верховный суд

Следователи не обнаружили отпечатки пальцев Салтанат Нукеновой в VIP-кабине ресторана ВАО, где был найден ее труп. При этом, по словам Куандыка Бишимбаева, его гражданская супруга провела в этом помещении больше суток, сообщает Sotreport.kz

Отпечатки пальцев были сняты с двух VIP-кабин (№1 и №2) и с более чем 20–ти поверхностей. В том числе c поверхности стола, стаканов и фужеров. 

- Отпечатки пальцев Салтанат Нукеновой нигде обнаружены не были. У меня вопрос к Бишимбаеву.  Вы, когда давали показания, показали, что пили вместе с Салтанат в кабинке и в туалете. Как так получилось, что вместе пили, а отпечатки на фужерах, стаканах, бутылке только ваши? – спросил адвокат Игорь Вранчев

- Не знаю, честно говоря, там есть в каких-то других заключениях дактилоскопических ее отпечатки на куртках и так далее. Ну, на бутылке, наверное, я наливал. Вазы она, может быть, не трогала, я не могу это объяснить, - ответил экс-министр

- Ну, пить и не трогать стакан она могла?

- Я видел, что она пила, а как сняты отпечатки, я как могу объяснить.

Адвокаты Бишимбаева предположили, что причина отсутствия отпечатков пальцев Салтанат Нукеновой в ошибке следователей и сотрудников органа следствия, которые эти отпечатки снимали. Однако, у защиты другая версия – они считают, что бывший высокопоставленный чиновник намерено стер ее отпечатки раствором нашатырного спирта.

К слову, банку от этого водного раствора с резким запахом следствию найти так и не удалось. Но есть свидетельства, что он был куплен и принесен в VIP-кабину №1. Дальше показания разнятся. Подсудимый Бахытжан Байжанов говорит, что передал нашатырь и ушел, а Куандык Бишимбаев говорит, что он стоял внутри и видел, как экс-министр пытался с помощью раствора разбудить супругу. И только после этого ушел, прихватив с собой банку от раствора.

- Вы принесенным нашатырем либо иными средствами удаляли отпечатки или следы ее рук? – прямо спросил Бишимбаева адвокат Игорь Вранчев

- Ни в коем случае, я вообще нашатырем то не умел пользоваться, мне Байжанов показал, - ответил ему экс-министр

- Хочу обратить внимание, что невозможно выборочно удалять следы. Удалил следы Салтанат, а свои оставил. Это же не логично, – вмешался в разговор адвокат Бишимбаева Ерлан Газымжанов.

Причем тут СОП

Кроме того, сегодня стало понятно, почему адвокаты потерпевшей стороны столько времени уделяли присутствию службы охраны президента в Гастроцентре. Оказалось, что они не только стояли на балконах, охраняя периметр в период встречи президента Касым-Жомарта Токаева с президентом Владимиром Путиным. 9 ноября 2023 года у российской делегации был запланирован ужин в ресторане ВАО.

- Зная о том, что будет делегация президента Российской Федерации они не могли вывезти тело Салтанат из ресторана, - высказала свое мнение сегодня адвокат Жанна Уразбахова.

- Это ваше умозаключение, - остановила ее судья Айжан Кульбаева.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Суд исключил московскую экспертизу в пользу Бишимбаева из числа доказательств

Бишимбаев отказался давать пароль от своего телефона

Куандык Бишимбаев отказался предоставлять пароль от своего телефона. Он пояснил, что не доверяет суду и другим участникам процесса, и переживает за сохранность личной информации.

- Телефон будет исследован только в части предъявленного обвинения. Ваши личные переписки к объему обвинения отношения не имеют. Вы сейчас как предполагаете, что он будет исследован? – спросила его судья

- Я дам пароль своему адвокату, и он может быть исследован, - ответил подсудимый.

- А как мы потом будем сверяться?

- Каждый раз я буду предоставлять код.

Его адвокаты намекнули, что кому-то будет выгодно стереть доказательства невиновности. А потому настаивали в необходимости активировать устройство самостоятельно.

- Мы просто откроем вам телефон, вы можете сами здесь исследовать его. Куда хотите, туда и смотрите. Но чтобы потом он не остался здесь с паролем. Мы не знаем, что ночью с ним будет происходить, чтобы не утратились там важные данные.

К тому же, у него есть взаимоотношения с другими людьми, которые могут стать достоянием правоохранительных органов или еще кого-то, непонятно кого. Мы просто боимся, чтобы потом эти его данные не распространились где-то и не утекли. Это же его личная тайна. Поэтому в целях сохранения его прав на личную переписку, тайну личной жизни, я думаю, что незаконно требовать больше полномочий к его личной тайне в обмен на то, чтобы разрешить ему доказывать свою невиновность в суде, с помощью этого доказательства, – прокомментировал адвокат Ерлан Газымжанов.

При этом, телефон второго подсудимого Бахытжана Байжанова был исследован в полном объеме. Участники процесса проверили историю поисковиков, youtube, скрытые файлы и диктофонные записи. Телефон Салтанат Нукеновой был изучен еще тщательней. Там были просмотрены даже заметки.

- Личные переписки, все ее фотографии были предоставлены по требованию защиты. Вся ее личная жизнь, которая была в этом телефоне стала достоянием общественности. При этом, Салтанат Нукеновой уже нет, и она не могла свои данные защитить. Но сейчас подсудимый Бишимбаев может себя защитить, как он говорит. Но в таком случае, если ему нечего скрывать, он должен сообщить пароль. И мы точно также, как телефон Салтанат, как телефон подсудимого Байжанова, должны все в полном объеме исследовать и иметь доступ к нему во всех инстанциях. И в ходе следующих судебных процессов. Я настаиваю, чтобы он дал пароль, и чтобы суд мог сам его исследовать, – высказалась адвокат потерпевшей стороны Жанна Уразбахова.

Но экс-министр Куандык Бишимбаев был непреклонен. Не желая продолжать полемику по теме суд принял решение – «раз подсудимый отказывается предоставлять код от своего телефона, суд переходит к дельнейшей процедуре судебного следствия».

Заседания продолжаются. Следующее заседание назначено на 22 апреля. Суд заканчивает изучение материалов дела и вещественных доказательств и попросил адвокатов начать подготовку к прениям.