фото: Верховный суд. На фото: Бахытжан Байжанов

Бахытжан Байжанов дает показания против Куандыка Бишимбаева. Он рассказал суду, что экс-министр регулярно избивал свою жену, орал на подчиненных и просил его давать нужные показания, сообщает Sotreport.kz

Такие откровения, вероятно, стали неожиданностью для защиты бывшего высокопоставленного чиновника. Иначе как объяснить не этичный выпад кого-то из адвокатов в адрес Байжанова во время его свободного рассказа. Суд, такое поведение юристов пресек.

- Как вы можете объяснить причину изменения своих показаний? – спросил адвокат Бишимбаева Ерлан Газымжанов.

- У меня был адвокат, он говорил мне: «это не говори, это не говори». Потом уже, в декабре, я понял, что этот адвокат общался с адвокатами Бишимбаева и я отказался от его услуг. И после этого, я давал правдивые показания, даже если меня осудят, - сказал он.

Ранее, Бахытжан Байжанов просил судью Айжан Кульбаеву отсадить его от Куандыка Бишимбаева, в связи с оказываемым на него давлением. Сегодня он пояснил, что экс-министр просил его сказать, что они вместе вызвали скорую, для уже умершей на тот момент, Салтанат Нукеновой. В противном случае, по словам Байжанова, Бишимбаев обещал проклинать его и его детей, «чтобы с ними тоже такое случилось».

Сторона защиты бывшего высокопоставленного чиновника усомнилась в правдивости слов второго подсудимого и попросила на следующем заседании просмотреть видео с процесса, чтобы проверить их. Байжанов и его адвокат с этим предложением согласились. При этом, отметили, что у них есть некая бумага, которая подтвердит показания Байжанова. Но добавили, что давление оказывается в так называемом «стакане» - помещение, где задержанные содержатся в здании суда. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Из материалов дела: Нукенова осталась с Куандыком Бишимбаевым из-за страха мести

Регулярные драки

В своих показаниях Байжанов сообщил, что еще перед приездом в ресторан 9 ноября 2023 года знал про ночной дебош Бишимбаева в VIP-кабинке. Об этом ему рассказал охранник, что не дал экс-министру выехать пьяным с парковки и администратор, которая получила информацию от маляров, которые ночью работали в заведении.

- Утром, когда я пришел в Гастроцентр, я уже знал, что Бишимбаев всю ночь буянил, скандалил, выпивал алкоголь, и, в очередной раз, избил Салтанат. Но тогда я не понял, не смог осознать на сколько все серьезно, критично. Не мог себе представить, что Салтанат в такой опасности, никак не думал, что речь идет о жизни и смерти. Это не оправдание, я просто не увидел, не смог понять, что на самом деле происходит. Это моя вина и я сейчас об этом сильно жалею. Думаю о том, что мог бы сделать иначе, помочь, если бы был внимательнее. Ну что теперь сказать? Из-за этого я виноват перед родными Салтанат, теперь мне остается только жить с этим чувством вины, думаю о том, что могло быть иначе. Мне очень жаль. Хочется верить, что родные Салтанат смогут найти в себе силы простить меня за то, что я не смог вовремя помочь, - сказал он.

По его словам, скандалы, переходящие в драки у Нукеновой c Бишимбаевым были частым явлением с тех пор, как они начали жить вместе. И он часто был свидетелем последствий таких ссор. Оказалось, что Байжанов был не только директором Гастроцентра, но и личным помощником экс-министра, и поэтому выполнял самые разные поручения. В том числе приезжал осматривать степень ущерба мебели и искал рабочих для ее восстановления.

- Я часто видели их ссоры. Салтанат я видел с синяками не раз, и не раз мне приходилось отправлять к ним в дом мастеров по ремонту мебели, чтобы починить сломанные шкафы, двери. Ремонтники потом присылали мне фото для отчета, где я видел все разрушения своими глазами. Это не просто слова, у меня в телефоне сохранилась вся переписка с мастерами по ремонту. Сохранились фотки сломанной мебели. Я предлагал следователям проверить мой телефон, даже пароль им дал, - рассказал Байжанов и добавил, что за пару месяцев до смерти Нукеновой Бишимбаев просил его удалить контент с камер видеонаблюдения в жилом комплексе, где находится его квартира. И Байжанов поручение выполнил.

Он также рассказал, что однажды спросил у Салтанат: «если у вас все так плохо, почему вы не разведетесь?», но она ответила, что после каждой ссоры Бишимбаев просит прощения, ей становится его жалко и она его прощает.

Последняя встреча

Байжанов отметил, что заходил в VIP-кабинку, где находилась Салтанат Нукенова только один раз, когда его попросил об этом Бишимбаев. Тогда экс-министр намеревался поехать домой, а потому просил помочь поднять с дивана свою гражданскую жену.

- Бишимбаев позвал меня внутрь и сказал: «мы уходим домой, помоги мне». Только тогда я зашел в кабинку. Слышал, что дыхание Салтанат было чуть чаще и громче, и я решил, что она просто спит. Честно говоря, в тот момент я не придал этому большого значения, меня это не настораживало, ведь я знал, что они всю ночь не спали и употребляли алкоголь. Я думал она сильно уставшая, теперь я понимаю, что моя невнимательность привела к тому, что я списал ее частое дыхание на усталость.

После того, как я вошел в кабинку, мы с Бишимбаевым подняли Салтанат, придерживая ее за подмышки. Я слевой стороны, а Бишимбаев справой. В этот момент Салтанат попыталась встать на ноги и сжала мою руку, голову она чуть приподняла, можно сказать держала прямо. Она сильно сжала мою руку. Теперь уже думаю, может она тогда хотела попросить у меня помощи и давала какой-то сигнал. Не знаю. Но тоже думаю. Очень жалею, что в тот день и тот момент не смог понять и распознать критическое состояние Салтанат. Еще тогда я должен был поднять тревогу и вызвать скорую помощь, - рассказал Байжанов.

Машина Байжанова (он, вроде как, должен был увезти пару домой) стояла на улице и это не устроило Бишимбаева, он потребовал, чтобы родственник переставил авто на подземный паркинг. Но когда задание было выполнено, экс-министр передумал ехать домой и сообщил, что остается с Нукеновой спать в VIP-кабинке. После этого, живой гражданскую жену Куандыка Бишимбаева уже никто не видел.

Верный солдат

Байжанов утверждает, что не знал о смерти Салтанат Нукеновой, и уж тем более, не пытался скрыть преступление. А наоборот, когда стал беспокоится – обратился к врачам.

- Я начал беспокоиться, когда Бишимбаев попросил меня принести нашатырь. Эта просьба меня насторожила. Я позвонил знакомому врачу, описал ситуацию, он порекомендовал вызвать скорую. У них в клинике есть частная скорая помощь, которая могла приехать. Я предложил это Бишимбаеву, но он запретил вызывать врачей, позвонил экстрасенсу, и я слышал, как она сказала ему: «Она просто спит, ее мозг устал».

К слову, по словам Байжанова, в момент, когда у Салтанат Нукеновой уже не было пульса, Куандык Бишимбаев тоже звонил экстрасенсу, вместо того, чтобы звонить в скорую. А потому Байжанов набрал номер 102 сам, «не дожидаясь команды».

В целом, все свои действия Байжанов объясняет своей исполнительностью. Не задавал вопросы, потому что Бишимбаев шеф, старше на 10 лет и добился многого. Приносил лекарства, удалил видео и катал телефон по городу потому что не хотел потерять работу. А еще лезть в чужую семью не принято.

Только за несколько часов до ареста, во время ужина в ресторане ВАО (когда Салтанат Нукенова, вероятно, уже была мертва) Байжанов решился спросить у старшего родственника почему они так часто ругаются. Тогда Бишимбаев ему ответил, что все дело в прошлых отношениях Салтанат, «которые никак не выходят у него из сердца».

Дело рассматривается в Специализированном межрайонном суде Астаны под председательством судьи Айжан Кульбаевой. Действия Куандыка Бишимбаева следствие квалифицировало как «Убийство, совершенное с особой жестокостью». По этой статье подсудимому грозит от 15 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Кроме того, ему вменяют статью «Истязание» и «Опасный рецидив преступлений». При этом, последнее является отягчающим обстоятельством при вынесении приговора.

Сторона защиты с термином «убийство» не согласна. Они считают, что Бишимбаева нужно судить по статье 110 УК РК «Причинение смерти по неосторожности». А это до трех лет ограничения либо лишения свободы. По версии адвокатов Бишимбаева, у экс-министра не было умысла убивать Нукенову. Он лишь «ударил ее ладошкой», чтобы успокоить, устроившую скандал, девушку. При этом, размах этого удара, как было видно на видео, совсем не кажется «успокоительным».