Апелляционная коллегия отменила приговор по делу о хищениях в ТОО «Астана-Нан», но все же признала подсудимых виновными. Там пришли к выводу, что в первоначальном решение суда было допущено много юридических и арифметических ошибок. Но тем не менее вывод о виновности подсудимых был обоснованным, сообщает Sotreport.kz.
Напомним, 19 сентября 2023 года бывшего соучредителя и директора ТОО «Астана-Нан» Бориса Цоктоева приговорили к 8 годам лишения свободы за присвоение и растрату денег компании. Вместе с ним на скамье подсудимых оказалась главный бухгалтер Земфира Сабирова, которая получила 7 лет тюрьмы, хоть и с отсрочкой до 2027 года. По версии следствия она вместе с кассиром помогала Цоктоеву выводить деньги. Потерпевшими по делу была признана не только компания, но и ее ныне единственный учредитель Иван Сауэр.
Изначально подсудимым вменяли хищения более 800 млн тенге по шести эпизодам. Три эпизода касались выданных в подотчет денег не только Цоктоеву, но и другим сотрудникам компании. Кроме того, его обвиняли в незаконном получении его матерью зарплаты, командировочных расходов, а также в заключении фиктивного договора на консультационные услуги. Однако, в ходе суда выяснилось, что некоторые суммы дублируются, а часть денег получил сам Сауэр. Как итог, хищений, почти на 200 млн тенге, обвинение не смогло доказать. Суд оправдал по этим суммам Цоктоева и Сабирову, но признал виновными по другим эпизодам. Более того, судья удовлетворила просьбу потерпевших включить в обвинение еще 33 млн тенге, которые следователь исключил из-за поддельных подписей. Общая сумма ущерба по гражданскому иску составила около 254 млн тенге. К тому же, подсудимые должны выплатить все процессуальные издержки, в том числе и затраты по экспертизам.
Читайте также: Наказание без преступления. По делу «Астана-Нан» вынесен приговор
Решением суда первой инстанции остались недовольны обе стороны и подали апелляционные жалобы. ТОО «Астана-Нан» потребовали, чтобы суд признал Цоктоева виновным по зарплате и командировочным расходам, а также взыскали с него весь материальный ущерб. Потерпевшие посчитали, что суд необоснованно исключил деньги, полученные Сауэром. Например, 33 млн тенге, которые компания заплатила юристу за участие в суде с одним из контрагентов. Якобы фирма вынуждена была его нанять из-за ошибки Цоктоева, а значит и отвечать должен он. Кроме того, Астана-Нан не желали считать возмещенными 92 млн, которые Цоктоев вносил еще во время своей работы. Они попросили увеличить материальный ущерб на эту сумму, однако коллегия отклонила их жалобу. Дело в том, что компания дополнила свою жалобу и их требования были направлены на ухудшение положения осужденных. Но из-за того, что сроки для подачи такой жалобы компания пропустила, суд не мог ее рассмотреть.
- В соответствии с нормативным постановлением о порядке рассмотрения уголовных дел в апелляционном порядке жалобы на ухудшение не могут быть поданы по истечению срока обжалования, даже как дополнение, - объяснила председательствующий судья Ергалиева.
К слову, Земфира Сабирова не стала оспаривать приговор. И хотя бухгалтер все еще настаивает на своей невиновности, ее адвокат посчитал решение суда справедливым.
- Я ни в каких сговорах и провокациях не участвовала. Вину свою полностью не признаю, - заявила Сабирова и на дальнейшие уточнения суда отвечала односложно. Так что коллегии осталось обратиться за пояснениями позиции к ее адвокату.
- В связи с тем, что Земфирой Сабировой и другими участниками процесса приговор не был обжалован, Сабировой наказание назначено с учетом статьи 74 часть второй Уголовного кодекса РК обосновано. Просим приговор в отношении Сабировой оставить полностью без изменений, - объяснила адвокат Жаннат Утарбаева.
Как сочетается невиновность бывшей сотрудницы Астана-Нан с мнением ее адвоката о справедливом приговоре, загадка. Впрочем, как и слова о том, что участники процесса не стали обжаловать приговор вызывают сомнения. Ведь дело зашло в апелляционный суд с жалобами не только от потерпевших, но и от Цоктоева.
В своей жалобе Борис Цоктоев также настаивает на своей невиновности. Он считает, что суд допустил множество нарушений при вынесении приговора. А выводы суда о его вине не подтверждаются доказательствами и основаны на предположениях. Его адвокаты также отметили, что в первой инстанции допустили юридические и арифметические ошибки, когда выносили приговор. В частности, суд самостоятельно увеличил обвинение на 33 млн тенге. Во время расследования экспертиза показала, что расходники на эту сумму подписаны не Цоктоевым и следователь их исключил. Однако в ТОО «Астана-Нан» решили, что следователь не должен был этого делать и суд согласился.
- Ходатайство представителя (потерпевшего – от авт.), суд считает обоснованным, следует учитывать как присвоение подсудимыми данных сумм, - сказано по этому поводу в приговоре от 19 сентября. При этом на чем основано такое решение не указано.
Кроме того, суд почему-то решил отнять расходники, по которым подсудимые были оправданы, из первого эпизода. Тогда как по мнению адвокатов вычитать нужно было из третьего. Не говоря о том, что суд не привел аргументов почему принимают одни доказательства и отклоняют другие. Мотивировочная часть приговора отличается от резолютивной, а хронологии событий вовсе нет, из-за чего вывод о размере ущерба становится непонятным. И это лишь малая часть нарушений, указанных защитой.
Читайте также: Дело «Астана-Нан»: может ли приговор, вынесенный в спешке, быть объективным?
Адвокаты также потребовали провести дополнительные экспертизы по делу – экономическую и техническую. Они настаивают, что в бухгалтерскую программу 1С вносились изменения и экспертиза смогла установить кто и когда это сделал. Ведь от этого зависит действительно ли Цоктоев похитил деньги в ТОО «Астана-Нан». Однако на протяжении всего досудебного и судебного следствия провести ее так и не удалось. Потерпевшая сторона сначала настаивала, что исследовать программу невозможно из-за отсутствия облачного хранилища. А в апелляционном суде пришла к выводу, что в этом нет необходимости. Ведь эксперты неоднократно заявляли, что не брали в расчет 1С, так как информация в ней не соответствовала документам.
- Эксперты в своих показаниях во время судебного следствия пояснили, что в ходе экспертного исследования последние основывались только лишь на первичных бухгалтерских документах, не используя программу 1С Бухгалтерия. В виду чего производство экспертизы средств компьютерной технологии базы 1С является нецелесообразным, - заявил представитель потерпевших Асхат Бимурзаев.
Вот только есть один нюанс. Во время суда следователь сообщил, что свои выводы о виновности Цоктоева и Сабировой он сделал на основании данных из 1С. А значит ее корректность все-таки имеет немаловажную роль в этом деле. Впрочем, апелляционная коллегия отклонила оба ходатайства о назначении экспертиз, поэтому узнать наверняка, что изменилось в программе не получится.
Читайте также: Дело «Астана-Нан»: обвинить человека можно по внутреннему убеждению
Что же касается апелляционной жалобы Цоктоева, то суд ее удовлетворил частично. Приговор первой инстанции отменили и вынесли новый обвинительный приговор. Но на этот раз, устранив юридические и арифметические ошибки. В том числе апелляционная коллегия посчитала незаконным увеличение ущерба на 33 млн тенге. Как объяснила председательствующий судья Ергалиева, обвинение может изменить только прокурор. А поскольку он не предоставлял новый обвинительный акт суд не мог самостоятельно этого делать.
А вот наказание осужденным оставили прежним. Их оправдали по эпизодам зарплаты матери Цоктоева и командировочным расходам. По остальным эпизодам Цоктоеву назначили 8 лет лишения свободы, а Сабировой – 7. Оба в течение 5 лет не имеют права занимать руководящие должности и должны выплатить все процессуальные издержки. Кроме того, суд дал месячный срок, чтобы добровольно возместить материальный ущерб ТОО «Астана-Нан» в размере 223 млн тенге. Приговор вступил в законную силу, однако стороны могут обжаловать его в Верховном суде.
Мы в социальных сетях