sotreport.kz

Известный агроном Иван Сауэр судится с бывшим партнером. Он уверен, что экс-соучредитель ТОО «Астана-Нан» Борис Цоктоев на протяжении шести лет крал деньги компании. Однако подсудимый утверждает, что судебное разбирательство это способ давления и попытка устранить конкурента, способного бросить вызов империи Сауэр. В скандальном и неоднозначном деле предстоит разобраться в ближайшее время судье Атчибаевой, сообщает Sotreport.kz.

Краткая история «Астана-Нан»

ТОО «Астана-Нан» более 20 лет занимается производством и реализацией пестицидов. Ее создал в 1999 году Марат Сарсенбаев, а соучредителями стали Цоктоев и Дузенов. Спустя пять лет, Дузенов продал свою долю Ивану Сауэр. Партнеры распределили свои обязанности по управлению ТОО «Астана-Нан». Так Сарсенбаев занимался производственными вопросами, Сауэр привлекал инвестиции, а Борис Цоктоев отвечал за финансовую деятельность. А для того, чтобы увеличить товарооборот, соучредители отказались от получения выплат дивидендов от прибыли.

Предприятие оказалось прибыльным. ТОО «Астана-Нан» получило широкую известность и построила собственный завод. На сегодняшний день более 25% посевных площадей Казахстана обрабатываются ее препаратами. Но в 2020 году Иван Сауэр стал единоличным собственником компании. Как утверждала жена бывшего соучредителя Алена Цоктоева, известный агроном заставил Цоктоева продать свою долю в разы ниже реальной стоимости компании. А обе доли соучредителей Сауэр выкупил за счет средств компании. Именно после того, как Иван Сауэр стал единоличным владельцем Астана-Нан, против Бориса Цоктоева возбудили уголовное дело по многомиллионным хищениям в компании.

Читайте также: Скандал вокруг «Астана-Нан» — Ивана Сауэр обвинили в устранении конкурентов

Суть уголовного дела

Дело «Астана-Нан» рассматривается в столичном Межрайонном суде по уголовным делам под председательством судьи Элизаветы Атчибаевой. Бориса Цоктоева, а также бывшего бухгалтера ТОО «Астана-Нан» Земфиру Сабирову обвиняют по статье 189 часть 4 пункт 2, то есть присвоение и растрата вверенного имущества. А это значит, что подсудимым грозит от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Кроме того, соучастником преступления признана и кассир компании, но на скамье подсудимых ее нет. Из-за того, что женщина проживает сейчас в России, дело в отношении ее выделено в отдельное производство.

Согласно обвинительному акту, хищения начались в 2013 году. По версии следствия, было несколько способов получения денег подсудимыми. Например, на имена работников Астана-Нан выписывались фиктивные расходно-кассовые ордеры (РКО). А чтобы скрыть этот факт, деньги списывали под предлогом конвертации валюты или как оплату банковских услуг. Значительная часть средств, по мнению обвинения, и вовсе выдавалась без РКО. Их якобы вносили в кассовую книгу, указывая несуществующие расходно-кассовые ордера. Также, следствие считает, что Цоктоеву неправомерно оплачивали командировочные расходы. Сторона обвинения уверена, что деньги он тратил не по целевому назначению, а на собственные нужды.

Кроме того, в обвинительном акте сказано, что Цоктоев заключил фиктивный договор на оказание услуг транспортного экспедирования. По мнению обвинения, ТОО «Астана-Нан» уже имела действующий договор с компанией-экспедитором, но Цоктоев заключил аналогичный контракт с ее директором, но уже как с физическим лицом. То есть, за одну работу Астана-Нан платила дважды. Вдобавок, следствие считает, что Борис Цоктоев фиктивно устроил на должность советника компании свою мать, а ее зарплату направлял на погашение подотчетных сумм.

Читайте также: Как актюбинский ДЭР президенту помогал и что из этого вышло

Если суммировать всю сумму ущерба, указанную в обвинительном акте, то Цоктоев за период 2013-2019 года похитил более 800 млн. тенге у ТОО «Астана-Нан». При этом, подсудимые свою вину полностью отрицают, а у их защиты имеется много вопросов к обвинительному акту и потерпевшей стороне. Например, почему следствие и потерпевшие уверенны, что именно Цоктоев получил деньги по расходно-кассовым ордерам в которых нет подписей и инициалов. Кроме того, защита утверждает, что деньги, полученные матерью Цоктоева, были выделены из его зарплаты. К слову, представитель потерпевшей стороны Асхат Бекмырзаев в ходе допроса подтвердил, что в тот период действительно зарплата Цоктоева снизилась. Однако продолжил поддерживать обвинение в полном объеме.

Стоит отметить, что сторона защиты не смогла полноценно подготовиться к допросу потерпевшей стороны. Из-за того, что подсудимым и адвокатам не дали время и возможность изучить вещественные доказательства (их потерпевшая сторона предоставила за два дня до судебного заседания) значительная часть вопросов, по словам Бекмырзаева, оказалась неактуальной. Например, адвокат Цоктоева Вячеслав Джалдаев считал, что в материалах дела нет договора о материальной ответственности подсудимых. Тогда как потерпевшая сторона настаивает, что такой документ есть в вещественных доказательствах. Судья Атчибаева была вынуждена объявить перерыв, чтобы дать время стороне защиты изучить все материалы дела.

Следующее заседание назначено на 14 июля в 9:30.