«Я вырежу его семью». В суд по делу бухгалтера вызвали начальника военно-следственного управления МВД
bes.media

На скамье подсудимых военного суда Алматинского гарнизона бухгалтер южного регионального военно-следственного управления МВД РК (ЮР ВСУ) Максат Мукат. Его обвиняют в хищении 120 миллионов тенге. Ранее подсудимый неоднократно уверял, что похищал из бюджета деньги и отдавал их своему начальнику – полковнику Мухиту Джавгашеву, но после возбуждения уголовного дела взял всю вину на себя, потому что был напуган, передает Sotreport.kz со ссылкой на 5media.

На скамье подсудимых, по его словам, должны сидеть ещё несколько человек. Он даже был готов содействовать расследованию, но ни прокуратура, ни следствие заинтересованности в доскональном исследовании дела не проявили.

И вот суд наконец вызвал на процесс Мухита Джавгашева, друга обвиняемого Жанайдара Жакупова и аудитора Василину Татаренко.

Свидетель Жанайдар Жакупов подтвердил, что через него передавались угрозы Максату Мукату от военного начальника.

«Вообще, я с начальником ЮР ВСУ был в нормальных отношениях, мы часто беседовали с ним, были такие моменты, что он материл Максата. Было то, что он говорил: «Пусть лучше Максат останется другом». Я так понял, чтобы не давал какие-то показания. Про семью он говорил, что в случае чего, якобы, дословно не могу вспомнить, говорил: «Я вырежу его семью», – сказал свидетель.

Также он рассказал, что помогал подсудимому во время аудита, но официально в ВСУ не работал. Тем не менее это не мешало ему беспрепятственно заходить в здание управления, кабинеты, архив. Постороннему никто из начальства замечаний не делал.

Мухит Джавгашев все обвинения отрицает, он заявил, что его оклеветали. Однако факт разговора с Жакуповым он всё-таки подтвердил.

Адвокат Азамат Байкенов: Вы звонили Жакупову недавно с просьбой передать матери Мукат Максата, чтобы тот оставался для вас другом, что вы будете потом помогать?

Мухит Джавгашев: Я лично не звонил.

Адвокат параллельно адресовал вопрос другому свидетелю: Звонил он вам?

Жанайдар Жакупов: Да, звонил.

Мухит Джавгашев: Я не звонил, лично я не звонил.

Адвокат Азамат Байкенов: Лично не звонили, а через кого звонили?

Мухит Джавгашев: Пришёл оперуполномоченный, принёс мне телефон, где Жакупов на видео разговаривал с ним, и я ему сказал.

Адвокат Азамат Байкенов: Вы же говорите, что не звонили?

Мухит Джавгашев: Ну я же не звонил! Я ему сказал: «Жанайдар, почему Максат меня оклеветал, передай ему, нельзя так делать, пусть в присутствии журналистов, в присутствии всех в суде даст правдивые показания и скажет, что оклеветал меня». Да, я так говорил, пусть остаётся лучше другом.

Полковник заверяет, что хищения выявили благодаря его рапорту, где он просит провести внезапную проверку. Однако подсудимый говорит, что рапорт был подписан начальником «задним» числом для того, чтобы увести себя от подозрений, а проверка была и так плановой, о ней было известно ещё за неделю. Эти слова подтверждает и свидетель Жакупов. Вместе с тем судья Зарина Рахметова обратила внимание, что разница между датами исходящего и входящего номеров этого рапорта составляет целый месяц.

«Я отправил письменно для регистрации, чтобы мой рапорт не затерялся. Однако этот рапорт я ещё отправил по телефону, по WhatsApp Тажину», – пытался объяснить Джавгашев.

Полковник считает, что неладное заметил ещё в 2021 году, и судья поинтересовалась, почему военный начальник целый год откладывал рапорт.

«Тогда были просто такие подозрения, я тогда думал, надеялся. В то же время Максат не подавал виду, он же такой очень аккуратный. Обычно, по моему мнению, когда человек ворует, он по-любому должен был показывать это, показывать деньги, вещи покупать, в увеселительных заведениях бывать. Максат этого не делал вообще. Максат всегда был скромным», – сказал начальник ВСУ.

Кроме этого Мухит Джавгашев рассказал, что помог подсудимому купить автомобиль. При этом открыто заявил, что собрал на это деньги с личного состава.

«Мукат Максату я, именно я помог купить автомашину, путём собирания у личного состава денег. Сам добавил, дал ему машину, потому что Мукат Максат жаловался постоянно на нехватку денег», – добавил он.

Допрошенная в суде аудитор Василина Татаренко развеяла спор о проверке, заявив, что аудит действительно проводился по плану. Но и о рапорте начальника ВСУ ей было известно. Она выявила необоснованные переводы, деньги отправлялись «мёртвым душам».

Представитель ЮР ВСУ заявил гражданский иск на сумму 118 млн 127 тысяч тенге с учётом добровольно погашенной подсудимым суммы – 7 млн 988 тысяч тенге.