15 мая в суде №2 района Байконыр в Астане начался допрос свидетелей по делу Арыстанбека Мухамедиулы. Представитель потерпевшей стороны по делу экс-главы Минкульта Арыстанбека Мухамедиулы попросил суд привлечь к уголовной ответственности свидетеля за письма в почте, передает Sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz.
Напомним, что кроме Мухамедиулы на скамье подсудимых – его заместитель Алмаз Нуразхан, заместитель директора подрядной организации «Экспонат» Азамат Кошенов и бухгалтер этой компании Айым Садвакасова.
Подсудимых обвиняют в хищении 221 млн тенге, выделенных на проведение международной выставки, где главным экспонатом должен был стать «Золотой человек». Согласно обвинительному акту, который ещё 17 апреля зачитал прокурор Еркегали Закиров, по первоначальной задумке международные выставки должны были пройти в пяти странах – США, Германии, Италии, Индонезии и Литве. Но национальные музеи этих стран отказали в проведении выставки. Тогда Мухамедиулы решил выставить экспонат в Индии.
Из свидетеля в обвиняемые
В ходе заседания была допрошена свидетель Гульнар Махметова, руководитель отдела международных связей Национального музея РК.
Махметову допрашивали о её деятельности по ведению переговоров с иностранными посольствами по подготовке и переводе договоров для проведения выставки.
Читайте также: Сделку на миллиард отменил суд в Алматинской области
Прокурора заинтересовало, откуда у свидетеля на руках оказались все документы и письма, о которых идёт речь в ходе заседания. Речь шла о письмах переговорного характера с посольствами стран, где изначально должна была проводиться выставка. На что свидетель ответила, что письма ей были отправлены на личную почту для перевода с казахского и русского языков на английский.
Представитель потерпевшей стороны Мудр Утегенов призвал суд приобщить письма к материалам дела и привлечь Гульнар Махметову к уголовной ответственности. На что зал суда разразился громким смехом.
«В документах идёт переписка с Индией и другими странам. Поэтому прошу суд принять эти письма в качестве доказательства. Также принять Махметову как соучастницу и рассмотреть вопрос привлечения её к уголовной ответственности», – заявил представитель потерпевшего.
Сторона защиты выступила против, попросив суд исключить Утегенова из участников процесса.
«Документы не были подписаны. Их прислали для перевода. С учётом такого позиционирования и некомпетентности, я прошу исключить его из участников процесса, потому что он сам не верит в то, что говорит», – сказал Мустахим Тулеев, адвокат Мухамедиулы.
На вопрос о том, какие признаки уголовного правонарушения заметил представитель потерпевшего, в зале точного ответа не услышали.
«Я хочу, чтобы вы сделали замечание представителю потерпевшего. Письмо представляет собой приглашение посла на выставку, оно не несёт никакой доказательной базы. Вы «кошмарите» свидетеля. Ваша честь, если не сменится представитель потерпевшего, я буду требовать отвод. Это позор министерству. Мы вообще не на те вещи делаем акценты», – заявила одна из адвокатов подсудимого.
Судья Баглан Идрисов, в свою очередь, постановил отказать в удовлетворении ходатайства представителя потерпевшего.
«Суд даст свою оценку. Если действительно имеются нарушения со стороны свидетеля, судом будет решаться вопрос по внесению частного постановления. А по поводу приобщения документов – в этом нет необходимости», – отметил судья.
Давление на свидетеля
Ещё одним свидетелем стал бывший юрист ТОО «Экспонат» Досбол Абильдинов. Он работал в товариществе с 2017 по 2018 год. Напомним, что замдиректора «Экспоната» Азамат Кошенов сейчас тоже находится на скамье подсудимых.
После допрос сторона защиты посчитала присутствие свидетеля необязательным в судебном процессе. Ведь дело о хищении бюджетных средств произошло в 2020 году.
Однако Абильдинов рассказал суду подробности морально-психологического давления, оказанного на него во время проведения досудебного расследования.
«С обыском домой залетали. Это, что, не давление? Изъяли три моих телефона, сказали, что вернут через месяц. Прошёл почти год, а их всё ещё не вернули. Я на то время работал при Минкультуры в АО “Қазақ әуендері”, у меня не было возможности что-то обжаловать. Они бы уже через кого-то другого на меня давить начали. А сейчас я в частной структуре и говорю, как есть», – поделился свидетель.
Сторона защиты попросила Абильдинова предоставить документы суду.
«В соответствии со Стамбульским протоколом такие методы досудебного расследования характеризуются как морально-психологическая пытка и унижение человеческого достоинства», – добавил Мустахим Тулеев, адвокат Мухамедиулы.
Сам же подсудимый Мухамедиулы попросил суд предоставить трём свидетелям эксперта-психолога для того, чтобы он определил, было ли на них оказано давление.
Судья Баглан Идрисов адресовал это ходатайство прокуратуре Астаны.
«По вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам судебное наказание будет вынесено в отдельном постановлении. Прокурору Астаны будет возможно осуществить соответствующую проверку по пыткам», – резюмировал судья.
Судебный процесс продолжается
Мы в социальных сетях