sotreport.kz

В Акмолинской области забыли про поручение Президента прекратить необоснованные уголовные дела. Об этом 30 марта сообщили адвокаты во время пресс-конференции на площадке Men.media. Вместо того, чтобы надзирать и следовать букве закона, прокуратура активно поддерживает обвинение, передает Sotreport.kz.

- Служба экономических расследований по Акмолинской области в погоне за громкими делами и большими показателями, областная прокуратура, превратившаяся из надзорного органа в карательный, еще один орган досудебного расследования, и суд, оглядывающийся исключительно на следственные и надзорные органы, не исполняют поручений Президента.  Не следуют нормам закона, тем самым дискредитируя, по нашему общему мнению, государственную власть в целом и вызывая недовольство простых граждан, - высказалась адвокат Анара Кусаинова.

Дело в том, что 23 января 2023 года Целиноградский районный суд Акмолинской области вынес обвинительный приговор по делу о проведении электричества в селе Кызылсуат, расположенном близь столицы. Как следует из приговора, подрядчики и руководитель ЖКХ похитили 1,3 млрд. тенге. Во время строительства они изменили виды работ и оборудование без корректировки проектно-сметной документации. Но по мнению защиты приговор основан на предположениях обвинения и суда. Доказательств вины нет, а судья просто скопировала обвинительный акт, не разобравшись в деле.

Читайте также: Апогей странностей судебного процесса по делу об «Астана ЛРТ»

Начать хотя бы с того, что электрическая подстанция по сей день находится на балансе акимата, признанного потерпевшим по делу. Только вот там претензий не выставляют и обвинения не поддерживают. (За что и получили частник от суда – от авт.) За четыре года использования поставленного оборудования не было перебоев с электричеством и жалоб от населения. И это при том, что на проект всего выделили 1,7 млрд. тенге. То есть, следуя логике обвинения, строителям удалось сделать качественную работу и купить оборудование всего за 400 миллионов тенге. (Ну или неправильно подсчитан ущерб.).

- Подстанция с кабелем просто купить обошлась в 800млн. тенге. Это, не считая дополнительной работы, строительно-монтажной работы. Не считая другое оборудование и оборудование, которое передано в акимат. Никто это не хочет считать, а люди на 7-8 лет сели и с них взыскали 1,3 млрд. тенге. Динамика направления правосудия в стране категорически трагично падает. Ее масштабы становятся для всех опасны. Если люди работают во благо людей, если они строят и знают, что в будущем они не защищены законом, то это страшно. В этой стране люди перестанут работать, - считает адвокат Макиш Ескараев.

Оказалось, что ущерб высчитали на основании проектной документации, прошедшей госэкспертизу. Во внимание не приняли протоколы технических собраний, где зафиксированы изменения проекта, подписанные авторским и технадзором, представителем ЖКХ и подрядчиком. На собрании они коллективно приняли решение не увеличивать стоимость работ, а заменить оборудование на отечественное. Характеристики те же, а стоимость ниже. На сэкономленные деньги смогли обеспечить электричеством еще несколько улиц, которые не входили в изначальный проект.

- Эксперт в своих показаниях суду сообщил, что изначально дал заключение органу уголовного преследования, что, если бы по проекту построили объект, он бы не функционировал. А подрядчики, наоборот, они улучшили проект и объект уже эксплуатируется. К этому эксперту следователь вернулся и сказал, необходимо поменять заключение, потому что прокурора это не устраивает. (…) И эксперт сказал, что давал два вида заключения. И во втором заключении дал так, как от него требовал ДЭР и прокуратура Акмолинской области. Но в приговоре об этом судья ни слова не сказал и не дал оценки этим показаниям, - возмутился адвокат Макиш Ескараев.

Читайте также: На «нет» и суда нет: как на практике применяется «нулевая терпимость» к пыткам

Кроме того, суд не дал оценку и самой регистрации уголовного дела. По закону должны быть веские основание для регистрации дела и сведения о причиненном ущербе, например аудит или акт проверки. Но в этом случае все было иначе. Следователь сам назначил экспертизу и по ее результатам подал рапорт для регистрации дела в единой базе. При этом, по словам адвокатов, в материалах дела нет запроса на проведение экспертизы, но судья не обратила внимания.

К тому же, во время судебного процесса, сами прокуроры назвали эту экспертизу недостоверной и попросили провести еще одну. Суд отклонил ходатайство, предложив повторить ее после того, как исследуют все материалы дела. Но к концу судебного разбирательства сторона обвинения забыла про это заявление и в прениях активно ссылалась на результаты экспертизы.

Адвокат Анара Кусаинова надеется, что прокурор Акмолинской области Айдос Майлыбаев наконец обратит свое внимание на действия районных коллег и хотя бы отзовет апелляционное ходатайство. Кроме того, делом заинтересовались и в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», которые также отправили запросы по поводу законности приговора.

- Масса грубейших нарушений допущена как органом досудебного расследования, так и органом обвинения и, к сожалению, на сегодня судом первой инстанции, - резюмировала Анара Кусаинова.

Но никого видимо не смущают подобные нестыковки в деле. Суд первой инстанции приговорил пять человек к тюремным срокам. Кроме судебных издержек, им еще нужно выплатить ущерб в 1,3 млрд. тенге. Вот и получается, что электричество в село провели за счет строителей.

Возмущенные беззаконием защитники уже подали апелляционную жалобу. Но в ответ прокуратура запросила подсудимым увеличение срока до 10 лет лишения свободы. Слушание пройдет в Акмолинском областном суде 5 апреля.