В недобросовестном отношении к своим обязанностям обвиняются бывшие директор теплоцентрали, главный инженер и начальник котельного цеха, передает sotreport.kz со ссылкой на Ratel.kz.
60-летний Ержан КОНЫРБАЕВ был назначен на должность директора ПТЭЦ-2 в мае 2021 года, то есть,занял это кресло примерно за 10 месяцев до ЧП. 52-летний Сергей ТОРОХТИЙ стал главным инженером теплоцентрали и того позже, в октябре 2021 года, на некоторое время его переводили на должность начальника смены. 34-летний Сергей МАРЧЕНКО начал исполнять обязанности начальника котельного цеха с первого сентября 2021 года.
Ряд работавших до них начальников накануне прошлого отопительного сезона уволился. Некоторые из них сейчас приходят в суд в качестве свидетелей. Потерпевшим по делу кроме матери и мужа погибшей под завалами женщины – машиниста-обходчика котельного цеха ПТЭЦ-2 Натальи ЧЕФОНОВОЙ, признано АО "Севказэнерго" в лице гендиректора Олега ПЕРФИЛОВА.
Напомним, 20 марта 2022 года около 19 часов в Петропавловске произошло получившее резонанс на всю страну и за ее пределами ЧП – отвалилась верхняя часть одной из трех труб ПТЭЦ-2 (трубы № 1) на отметке от 95 до 105 метров. В результате повредилась часть строений и оборудования теплоэлектроцентрали, нарушилось теплоснабжение жилых домов Петропавловска, генерация электроэнергии снизилась с 207 МВТ до 61, а самое главное – погиб человек.
Случилось это не вдруг, этому предшествовал долгий процесс, а явным уже все стало глубокой осенью 2021 года- зимой 2022 года. Согласно обвинительному акту, "в ноябре 2021 года при отрицательной температуре окружающей среды с наружной стороны дымовой трубы № 1 стал образовываться конденсат, который преобразовывался в лед в виде вертикальных потеков, которые при повышении температуры исчезали - таяли и высыхали. Это было видно невооруженным глазом. С января до конца февраля 2022 года на дымовой трубе №1 наблюдался рост площади образования конденсата в виде мокрых пятен по наружной окружности трубы на высоте от 100 до 150 метров. С конца февраля до 20 марта практически весь пик дымовой трубы на высоте от 95 метров вверх до 150 метров по всей окружности стал мокрым. Данное явление наблюдали все работники ПТЭЦ-2, так как это было очевидно, тем более на двух других трубах таких явлений не было замечено при тех же погодных условиях".
Но глава теплоцентрали Конырбаев, по версии следствия, ограничился лишь устным обсуждением проблемы с подчиненными и упованием на то, что летом запланировано техническое обследование всех трех имеющихся труб. Как отмечено в обвинительном акте, если бы директор действовал четко по инструкции, то мог бы предотвратить страшные последствия. Но он не отдал приказа о временном приостановлении работы трубы для определения причин, выводе ее в ремонт и, "действуя самонадеянно, не сообщил руководству АО "Севказэнерго" о появлении аномального водяного конденсата". Хотя не очень понятно: если наличие конденсата было очевидно для всех, почему руководство АО само не заметило этого?...
Главный инженер Торохтий, по мнению следствия, достоверно зная о частых аварийных остановках котлоагрегатов, подключенных к трубе № 1, что влияло на перепады температуры в ее стволе, также ограничился устным докладом директору теплоцентрали, действовал халатно и безответственно, и, "нарушая требования должностной инструкции, предполагая возможные риски, не настоял перед руководством "Севказэнерго"…" и т д.
Примерно такая же оценка дана действиям начальника котельного цеха Марченко: "в связи с ненадлежащим выполнением должностных обязанностей, должностной инструкции, произошло обрушение трубы, повлекшее смерть человека и иные тяжкие последствия в виде аварии". Что грозит подсудимым, если их признают виновными? Статья 254 УК РК предусматривает наказание в виде ограничения свободы до пяти лет или лишения свободы на такой же срок. Но до приговора еще далеко, и пока об этом говорить рано.
Что же стало причиной обрушения трубы? Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы №252 от 29.07.2022 года, имеющейся в деле, причинами этого являются: "При эксплуатации дымовой трубы не соблюдались сроки планово-предупредительных ремонтов и сроки проведения очередного обследования; не соблюдался режим работы котлов в части температуры уходящих газов; высокая аварийность котлов и частые пуски с использованием мазута после аварийных остановок, что приводило к ухудшению условий работы газового тракта и дымовой трубы в отношении образования конденсата и низкотемпературной коррозии".
Здесь же указано, что последнее техническое обследование 150-метровой трубы, которую ввели в эксплуатацию больше 60 лет назад, было в 2013 году, и осуществляло его ТОО "Промышленное обследование". На основании результатов обследования (технического отчета) с 2014 года по 2017 год должны были устранить все выявленные недостатки. Но все ли и вовремя было сделано?
"Согласно нумерации звеньев футеровки ствола, обрушение трубы произошло в границах звеньев футеровки 10 и 11, - говорится в документе. - При этом, согласно представленным данным, ремонт футеровки звена 11 с отметки + 112,615 м до отметки +100,515 м в период с 2014 по 2017 годы не выполнялся. Данные о проведении технического обследования через пять лет не представлены".
(Была информация, что ремонт этих звеньев включили в график работ позже, в 2017 году, но ее предстоит проверить в ходе суда).
Однако, как указано в заключении, "определить экспертным путем, устранены ли АО "Севказэнерго" дефекты футеровки звена дымовой трубы, на котором произошло обрушение, отраженные в техническом отчете № 19/2013 ТОО "Промышленное обследование", не представилось возможным по причине ее обрушения на момент проведения осмотра". Здесь же говорится, что "безаварийная эксплуатация трубы без устранения дефектов и повреждений, выявленных в 2013 году, была невозможна". Более того, ее эксплуатация без полного устранения этих дефектов, и могла стать одной из причин обрушения.
Что происходило с трубой накануне аварии?
В отопительный сезон 2021-2022 года дымовая труба №1 осуществляла удаление продуктов горения от четырех котлоагрегатов (№ 1, 3, 4, 5), второй котлоагрегат с мая 2021 года был выведен на реконструкцию. Из-за неудовлетворительного состояния котлов происходили их частые аварийные остановки и простои, связанные ремонтом. Так, почти 2,5 месяца из шести на дымовую трубу № 1 работало 1-2 котлоагрегата, что привело к ухудшению аэродинамических и температурно-влажностных режимов ее работы, возникновению и ускорению протекания коррозии, ведущей к разрушению футеровки и железобетонного тела трубы.
Несоблюдение температурного режима по температуре точки росы давало значительное увеличение количества конденсата. Образующийся в стволе трубы конденсат при взаимодействии с оксидом серы (составляющая дымовых газов), образовывали серную кислоту, которая значительно увеличивает скорость коррозии конструкции. При прохождении через бетон влага зимой кристаллизировалась в лед, что оказывало разрушающее воздействие на бетон.
Фото из открытых источников
Мы в социальных сетях