В деле «Астана ЛРТ» появились свидетельства фальсификации результатов исследования специалиста. Это один из тех документов, которые вошли в текст обвинительного акта и являются доказательной базой вины подсудимых. Но накануне выяснилось, этот документ существует в двух вариантах: один следователи Антикоррупционной службы вручили стороне защиты, а другой был приобщён к материалам дела, передает sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz.

Суд, к слову, посчитал, что это техническая ошибка следствия, и не придал событию значения, обозначив, что разница в документах «всего в одной цифре» (в выводе о сумме ущерба, якобы причинённого действиями подсудимых). Вот только разница в документах значительно больше – шесть цифр. При этом специалист-аудитор Салтанат Ныгметжанова в суде заявила, что никакие изменения в отчёт не вносила и составила всего один вариант.

«Пожалуйста, вы помните начало процесса, когда Улугбек Ачилов (подсудимый – Прим. ред.) сказал, что у него в документах не совпадают какие-то цифры итоговые. Вы можете объяснить, почему у подсудимого на руках был отчёт с несколько иными цифрами?» – спросила судья Виктория Семёнова.

«Не могу объяснить, откуда взялся у него этот отчёт. Вот в деле подшит тот отчёт, который я делала», – ответила Ныгметжанова.

Прокурор, в свою очередь, разводил руками, показывая свою непричастность к сложившейся ситуации, параллельно рассуждая, что проблема только в подсудимом: мол, он как-то неправильно снял копию или что-то перепутал. Но в монолог вступила Жазира Жаншуакова, адвокат Улугбека Ачилова. Она сообщила, что следователь выдал ей точно такую же копию под роспись при ознакомлении с материалами дела, намекая, что фальсификация всё же была.

«Исполнением моего договора был этот отчёт. Откуда этот (с другими цифрами – Прим.ред.), я не знаю. Я не могу сказать про идентичность своей подписи. Она похожая. А идентичность я не подтверждаю», – вдруг высказалась специалист Салтанат Ныгметжанова.

Адвокат попросила приобщить к материалам дела документ, находящийся на руках Жазиры Жаншуаковой, и передать его копии всем защитникам, чтобы они могли провести сравнение. Прокурор был против, судья поддержала позицию гособвинителя и отклонила ходатайство Хамиды Айткалиевой «как необъективное». Свой отказ она мотивировала тем, что копия Жаншуаковой больше похожа на черновик с правками, а не на серьёзный документ.

Методики для слабаков

Кроме того, специалист Ныгметжанова в суде призналась, что при проведении исследования не использовала методики, рекомендованные международными стандартами при проведении аудита. По её словам, независимый аудитор не обязан применять стандарты.

«Есть методики, которые госаудиторы применяют. Но я не госаудитор, я независимый. А международные стандарты, они – рекомендательного характера», – сообщила свою позицию специалист и позже добавила, что в работе руководствуется своим опытом.

Защиту такой ответ возмутил, ведь ни в одном нормативном правовом акте не сказано, что аудитор может руководствоваться своим опытом, игнорируя стандарты и методики.

«Когда я подтверждаю квалификацию аудитора, там требуется наличие стажа. Любое подтверждение квалификации требует стажа. А то, что я подтверждаю квалификацию, я своим опытом подтверждаю», – объяснила Ныгметжанова и ещё раз отметила, что в работе руководствовалась исключительно своим 30-летним опытом.

Позже, отвечая на вопросы суда, специалист добавила, что методики для исследования финансовой отчётности компании вообще не существует.

Ответить на то, что хочется

Ещё одна «удивительная» деталь отчёта аудитора Салтанат Ныгметжановой заключается в том, что она не смогла ответить на три вопроса из четырёх поставленных. Зато ответила на какие-то другие, не заявленные следователем в постановлении на проведение исследования. Специалист это объясняет некими «согласованными процедурами», которые были у неё с Антикоррупционной службой. При этом показывать документы, подтверждающие наличие этих самых процедур, Ныгметжанова отказалась, а суд не стал настаивать.

Как выяснилось, Ныгметжанова работала с Антикоррупционной службой в рамках государственного заказа. Но осталось непонятно, это был единичный случай или она работает на силовиков как подрядная организация и проводит определённое количество исследований в год. Но в любом случае, к такому договору должна быть техническая спецификация, которая могла бы пролить свет на «согласованные процедуры» и структуру работы специалиста. А потому защита попросила суд истребовать документ у Ныгметжановой или Антикора.

Прокурор, как обычно, не видел в удовлетворении ходатайства защиты необходимости. Но в этот раз он добавил, что техспецификация договора, как и сам договор Ныгметжановой, с силовиками «не является предметом рассмотрения». Суд встал на сторону гособвинителя.

Стоит отметить, что Салтанат Ныгметжанова уже несколько раз меняла свои показания во время суда. Сначала она говорила, что новые вопросы ей были поставлены в рамках «согласованных процедур», потом стала утверждать, что отвечала на вопросы по своему усмотрению, потому что могла и захотела провести эту работу. В последний раз она заявила, что в договоре о «согласованных процедурах» и постановлении следователя перед ней ставились одни и те же вопросы. Допрос специалиста тем временем заканчивается. По словам судьи Виктории Семёновой, по оставшейся части показания должен дать специалист из КазНИИСА (Научно-исследовательский институт строительства и архитектуры – Прим. ред.). Хотя он формировал своё мнение на основании выводов Ныгметжановой.

Сейчас на скамье подсудимых по делу ЛРТ находятся девять человек: пятеро выступают в суде из СИЗО (экс-начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашид Аманжулов, экс-секретарь маслихата Астаны Жанат Нурпеисов, бывший руководитель компании «Нур-Трейд» Улугбек Ачилов, экс-директор субподрядной организации ТОО НПФ «Геобур» Тимур Касабаев, экс-руководитель ТОО Rimteks Дулат Мусенов – Прим. ред.). Бывший председатель правления АО «Astana Innovations» Талгат Ашим и экс-владелец компании «Аркан про» Даурен Абдыхамитов находятся под домашним арестом, а руководитель ТОО «LRT» Талгат Ардан и экс-замакима столицы Канат Султанбеков объявлены в международный розыск.