Иллюстрация: ПРАВО.RU/Петр Козлов

Сроков исковой давности для опровержения публикаций в СМИ не будет в новом законе «О масс-медиа». Об этом стало известно после публикации законопроекта на сайте открытых НПА, передает sotreport.kz.

К разработке закона «О масс-медиа» Министерство информации и общественного развития приступило еще в прошлом году. В рабочей группе были собраны представители разных общественных объединений, медиа-юристы и работники средств массовой информации. И, под благородным предлогом реформирования устаревшего закона и расширения прав журналистов, команда начала свою работу. 

Ожесточенные споры начались уже с публикации Консультативного документа к закону «О масс-медиа». Это так называемая концепция или проект разрабатываемого закона. Вопросы были как к самому названию закона, так и к его нормам. В то время МИОР утверждал, что переживать не о чем, ведь это только план. Сам законопроект будет разработан с учетом мнений участников рабочей группы.

Читайте также: Новая попытка МИОР контролировать СМИ: каким получается закон «О масс-медиа»

В конечном итоге получилось, что новый законопроект больше ограничивает свободу слова и деятельность журналистов, чем улучшает их положение. А ответственность и наказание представителей СМИ преобладают над их правами. Но были в законопроекте и положительные стороны. Одним из них стало установление срока исковой давности для обжалования публикаций в СМИ. На данный момент в законодательстве Казахстана такого пункта нет и жалобу на опубликованный контент можно подать как через пять лет, так и через 50.

Медиа эксперты поднимали вопрос о сроках исковой давности еще в 2019 году. В то время Верховный суд как раз планировал принять новую редакцию нормативного постановления «О рассмотрении судами дел о защите чести, достоинства и деловой репутации». По данным медиа-центра, 80% опрошенных журналистов считают, что сроки исковой давности необходимо ограничить. Но тогда идею не поддержали.

Казалось, Министерство информации и общественного развития наконец услышало позицию медиа специалистов и пошло им на встречу в отношении исковой давности. Но в начале февраля МИОР опубликовал на сайте открытых НПА законопроект «О масс-медиа», в котором о сроках исковой давности нет ни слова.

- Мы думали, что это уже решенный вопрос. Думали только поставят три года или год (срок исковой давности – прим.), а тут их вообще нет, - удивилась член рабочей группы медиа-юрист Гульмира Биржанова.

Глава рабочей группы Жасулан Умиралиев объяснил это тем, что на Межведомственной комиссии было принято решение убрать норму об исковой давности из проекта закона «О масс-медиа».

- Согласно регламенту, по итогам опубликования концепции проводится Межведомственная комиссия. На этой Межведомственной комиссии есть члены, которые рассматривают концепцию и голосуют. По итогам общего голосования было принято решение, что срок исковой давности необходимо убрать, - пояснил Жасулан Умиралиев.

В Верховном суде на официальный запрос редакции сообщили, что на обсуждении законопроекта в Межведомственной комиссии рекомендовали разработчикам доработать концепцию и проект с учетом мнения членов комиссии.

- Концептуально предложение разработчика о необходимости введения сроков исковой давности, поддерживается. Буквально на днях концепция законопроекта была предметом обсуждения на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. По результатам заседания комиссии разработчику рекомендовано доработать концепцию и проект закона с учетом обсуждений и предложений, высказанных членами комиссии. … Позиция Верховного суда будет высказана после получения доработанного проекта закона, - сказано в официальном ответе.

Так почему же решили убрать из законопроекта срок исковой давности? Разработчики законов неоднократно ссылаются на опыт других стран, когда планируют ввести те или иные нормы. Но в вопросе с исковой давностью для СМИ не принимаются во внимание аналогичные нормы законов других стран. Так на Украине и в России срок исковой давности составляет год, а в Республике Молдове – 30 дней. Такие же сроки установлены в Великобритании, Австралии и Северной Ирландии. Тогда как в Шотландии, Барбадосе и на Каймановых островах срок исковой давности составляет 3 года.

По словам Жасулана Умиралиева, обсуждение сроков еще ведется, но на данный момент этого в концепции закона «О масс-медиа» нет.

Автор: Кира Прейс