Фото: Sputnik / Абзал Калиев.

В Жетысайском районе Туркестанской области несколько лет длилось настоящее противостояние между госслужащими сельского округа Жана-Жол и офицерами областного департамента Агентства по противодействию коррупции. Вначале с блеском побеждали антикоровцы. Потом все стало совершенно наоборот, передает sotreport.kz со ссылкой на Ratel.kz.

В 2017 году в тогда еще Южно-Казахстанской области по коррупционным статьям были осуждены аким сельского округа Жана-Жол Усен САТЫБАЛДИЕВ 1964 года рождения, бухгалтер того же сельского акимата Казыбек ОМАРОВ, а также директор сельского государственного детского сада Аскар БИБОЛОВ. Согласно приговору суда первой инстанции, вышеупомянутые руководящие должностные лица присваивали в значительных размерах деньги, выделяемые детским садам по госпрограмме "Балапан бағдарламасы". А когда на след расхитителей вышли сотрудники Антикора, то аким Сатыбалдиев пытался откупиться, дав взятку следователям.

В частности следствие предоставило доказательства, что в течение нескольких лет в районных детских садах незаконно осваивались, вернее, расхищались государственные средства, выделенные на содержание детей за счет бюджета. Ущерб государству по оценке следствия составил свыше 30 миллионов тенге. Попросту детсады якобы получали деньги за мертвые души, и якобы поселковый аким вместе со своим бухгалтером, узнав об этих нарушениях, стали вымогать у их руководителей крупные суммы "отката". Так что директора семи детских садов вынуждены были собирать по 500 000 и более тенге, чтобы "решить вопрос с грядущей проверкой".

А когда по факту хищений детских денег было возбуждено уголовное дело в антикоррупционном ведомстве, аким Сатыбалдиев принес полмиллиона тенге наличными в качестве взятки следователям Тыныбеку БОТАШЕВУ и Нурполату БАЙБОЛОВУ, ведущим дело. О чем следователи тут же доложили своему руководству, и поселковый аким был повязан.

В ходе следствия о растрате привлекались все упомянутые директора детсадов. Но в конечном счете практически все они стали фигурировать в деле только в качестве свидетелей обвинения.

Никто из подсудимых своей вины не признавал. Утверждали, что все дело сфабриковано самими сотрудниками Антикора.   

Но суд первой инстанции, а затем и апелляционная коллегия признали все преступные факты полностью доказанными. Сатыбалдиев получил по совокупности семь лет лишения свободы, бухгалтер Омаров был приговорен к штрафу в 5 миллионов тенге, директор одного из детсадов получил 2,5 года, но был освобожден в связи с истечением срока давности.

Осужденные Сатыбалдиев и Омаров с приговором не согласились. Писали кассации, добивались пересмотра. И в 2021 году Верховный суд, вновь изучив все обстоятельства дела, полностью оправдал госслужащих, не найдя в их действиях никакого состава преступления. Попутно Верховный еще и пришел к выводу, что со стороны сотрудников Антикора имели место провокационные действия по принуждению "подозреваемых" к даче взятки.

Полностью оправданный Усен Сатыбалдиев в конце 2021 года подал судебный иск к Туркестанскому областному Агентству по противодействию коррупции, требуя 100 миллионов тенге моральной компенсации. И уже в январе прошлого года Мактааральский районный суд удовлетворил его иск, правда, снизив сумму компенсации до 4,5 миллиона тенге.

И потом Усен Сатыбалдиев добился возбуждения уголовного расследования уже против тех самых следователей, что вели его дело.

Весомыми уликами обвинения в новом расследовании послужили материалы того самого "сфабрикованного" дела о растратах в детских садах. Но теперь картина представлялась совершенно иной.

Выяснилось, что в конце 2016 года офицеры Антикора Боташев и Байболов регулярно и систематически наезжали на поселкового акима, требуя с него выплату откатов.

- Подведомственные вам детские сады получали миллионы по госпрограммам на содержание детей. Мы организуем проверку и наверняка выясним, что детей реально не было, а деньги присваивались, – заявляли антикоровцы. - Так пусть теперь директора детских садов поделятся миллионами, тогда мы сильно стараться с проверкой не будем, - ультимативно предлагали они поселковому акиму.

Аким Сатыбалдиев отказывался собирать деньги с детских садов, даже пытался усовестить зарвавшихся вымогателей. Но те грозили в противном случае "всех пересажать", утверждали, что некоторые из руководителей детских садов "уже дают признательные показания".

В результате Сатыбалдиев собрал все свои личные средства и даже занял деньги у знакомых, чтобы все таки откупиться от настырных антикоррупционеров. Но именно это им и было надо. Оказалось, что дело с растратами в детских садах еще надо было доказывать, а вот задержание с поличным при даче взятки являлось стопроцентной уликой обвинения.

Расследование против антикоровцев дошло до суда, процесс длился более полугода. Майорам Антикора Нурполату Байболову и Тыныбеку Боташеву были предъявлены обвинения в превышении власти с целью извлечения выгоды (ст. 362 часть 4 пункт 3 Уголовного кодекса РК).

В суде подсудимые антикоровцы категорически отвергали все обвинения в свой адрес. Указывали, что по работе им не раз приходилось сталкиваться с угрозами в свой адрес, попытками подкупа. Отмечали изобретательность и изощренность иных чиновников-коррупционеров. Однако принципиально и грамотно выполняли свой долг, за что неоднократно получали служебные поощрения и награды.  

В деле против антикоровцев выступали опять те же сотрудники детсадов и сельского акимата. И в общем, в суде теперь были доказаны факты превышения власти следователями почти пятилетней давности.

Приговор суда - обоим майорам по шесть лет строгого режима, лишение звания и права занимать впредь госдолжности. Приговор еще не вступил в законную силу. Осужденные экс-антикоровцы сдаваться не собираются.