В Астане продолжается судебное разбирательство по резонансному делу «Астана LRT» – одному из самых громких коррупционных скандалов последних лет. На одном из последних заседаний с участием экс-директора субподрядной организации ТОО НПФ «Геобур» Тимура Касабаева выяснилось, что судья Виктория Семёнова назначила государственного защитника, хотя подсудимых уже есть свои адвокаты, передает sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz.
С начала процесса адвокаты уже трижды заявляли отвод судье и десятки раз говорили о том, что суд не позволяет им оказывать юридические услуги клиентам на высоком уровне. А накануне выяснилось, что судья Виктория Семёнова готовит государственного адвоката для вступления в дело на случай, если кто-то из защитников заболеет.
Оказывается, ещё 30 декабря она выписала постановление на предоставление государственной гарантированной юридической помощи бывшему заместителю акима Астаны Канату Султанбекову и передала материалы дела дежурному адвокату для ознакомления. При этом, у Султанбекова есть адвокаты и он от них не отказывался.
Как сообщила секретарь суда, решение Виктории Семёновой было связано с тем, что адвокаты Дина Сарсенова и Палада Тепсаева заболели и предоставили больничные листы. Всего из-за болезни адвокатов судебный процесс не был проведен с 28.12.2022 по 30.12.2022, то есть суд потерял три рабочих дня.
К слову, суд рассматривает дело «Астана ЛРТ» со вторника по пятницу с 9:30 до 18:30, с перерывом на обед. И периодически судья Семёнова настаивает на проведении процесса и по понедельникам. Так что болеть адвокатам нельзя, ведь лечиться будет некогда.
Читайте также: Хронология ЛРТ: кто из чиновников всё-таки должен понести ответственность?
Вот и удивительный факт о «запасном» адвокате суда вскрылся из-за того, что один из защитников попал в больницу в прединсультном состоянии. А так как у адвокатов нет возможности общаться со своими подзащитными вне суда (некогда, ведь суд идет нон-стоп), разговор о состоянии здоровья, и необходимости заменить защитника случился в зале суда.
На конференции Zoom все участники увидели, что адвокат вышел на связь из больницы и с трудом говорил. Известно, что ранее, защитник уже перенёс инсульт. Но судья Семёнова увидела в этом спланированную акцию, направленную на затягивание процесса.
- Судебное разбирательство подходит к концу. О том, что адвокат Абишев плохо себя чувствует, вы (подсудимый Касабаев – прим. ред.) видели с самого начала уголовного процесса (понедельники оставили свободными по просьбе Абишева, потому как в этот день он ходил на процедуры – прим. ред.). Отказ от адвоката Абишева произошёл только вчера, после того, как он обратился с такой просьбой к Касабаеву. То есть это запланированное, подготовленное действие. Суд это все слышал и видел. И раз вы к этому готовились, значит вы должны были обсуждать этот вопрос с адвокатом о вступлении его в процесс заблаговременно, – высказала свою позицию судья Виктория Семёнова.
Кроме того, она потребовала, чтобы подзащитный как можно скорее нашёл себе другого адвоката. А сама тем временем, как выяснилось позже, написала постановление о привлечении государственного защитника в рамках гарантированной государственной юридической помощи, которая появилась на следующий день в суде. Даже не дождавшись срока в 5 дней, установленного уголовно-процессуальным Кодексом на поиск адвоката.
Часть 3, ст. 68 УПК РК (Приглашение, назначение, замена защитника, оплата его труда) говорит:
«В тех случаях, когда участие избранного или назначенного защитника невозможно в течение длительного (не менее пяти суток) срока, орган, ведущий уголовный процесс, вправе предложить другого защитника или принять меры к назначению защитника через профессиональную организацию адвокатов или её структурные подразделения. Орган, ведущий уголовный процесс, не вправе рекомендовать пригласить в качестве защитника определенное лицо».
- В защиту вступила в дело адвокат Калымбет. Согласно постановления, направленного судом в адрес Центральной юридической консультации, у нас адвокат Калымбет, – объявила в начале процесса на следующий день судья Семёнова, не зная, что подсудимый Тимур Касабаев всё же смог за день, найти себе другого защитника.
- И что, мы должны адвоката Калымбет отпустить? – спросила судья, когда ей представили адвоката. – У вас полноценное соглашение заключено до конца судебного разбирательства? Вы знакомы с материалами уголовного дела?
- Я думаю, что тот, кто по поручению, тоже не знаком. Я буквально вчера вечером получил поручение. Конечно я не знаком, – ответил ей защитник Ардак Балыкбаев.
- Вы в данной ситуации не правы, потому что адвокат Калымбет у нас должна была зайти в уголовный процесс в связи с болезнью адвоката Сарсеновой, и она знакомилась с материалами уголовного дела с 30 декабря. А в отношении вас… Да, у вас есть право, бесспорно, – сообщила всем Виктория Семёнова и предложила адвокату сразу вступить в процесс, но позже дала сутки на ознакомление с 365 томами дела и 65 коробками вещественных доказательств.
В среднем адвокатам по делу потребовалось 6 месяцев для ознакомления со всеми документами. Только обвинительный акт в процессе прокурор читал 4 дня. Адвокат Балпыков попросил всего три рабочих дня, которые Виктория Семёнова давать ему очень не хотела. В итоге, она удовлетворила просьбу адвоката, но сообщила, что теперь суд будет рассматривать дело каждый день. По крайней мере, следующие 2 недели. А значит, адвокаты не могут проводить консультации со своими подзащитными, корректировать позицию, и эффективно готовиться к допросам специалистов.
Запасной адвокат
После заявления суда о «запасном» адвокате у стороны защиты возникло довольно много вопросов. Среди них: на каком основании суд вообще выписал постановление на привлечение государственного адвоката, при наличии адвокатов по доверенности, и почему не сообщил об этом сторонам?
- Завтра я зачитаю и узнаю, что какая-то Калымбет или Петрова пришла и знакомится с делом. У нас, в конце-концов, Гульнар Ильясова (адвокат – прим. ред.) тоже не планировала умирать – умерла. Также и Абишев не планировал, что у него будет прединсультное состояние, теперь он после инсульта. Он в дело вошёл абсолютно здоровым, – возмутилась происходящим адвокат Сауле Акатова.
Адвокат Айсулу Калымбет на слова оскорбилась, но ответить на вопрос, почему она не позвонила адвокатам Султанбекова, когда ей дали постановление, не смогла. Помимо этого, она не стала отвечать на вопросы о том, как ей удалось ознакомиться с делом всего за один день.
- Адвокаты просили отложить дело на несколько дней в связи с болезнью. Почему суд поставил вопрос о привлечении адвоката по ГГЮП – непонятно, — продолжила диалог адвокат Акатова. – А вы за один день ознакомились? Мы по 7-8 месяцев знакомились с делом. 365 томов дела и 65 коробок с вещдоками.
- Вам никто не говорит, что я знакома, – ответила ей адвокат Калымбет.
- А почему суд сейчас говорит, что вы ознакомились, а вы молчите? – поинтересовалась Сауле Акатова, но государственный адвокат отключилась от конференции.
Заседания продолжаются, атмосфера в суде становится всё более накалённой. На данный момент суд начал допрос специалиста Салтанат Ныгметжановой. Она – автор отчёта, который стал основной для обвинительного акта. Однако, в своей работе она допустила ряд серьёзных ошибок, на которые обращала внимание ещё апелляционная коллегия.
Ныгметжанова дает показания суду впервые. Судья Кажымукан Мекемтас, рассматривавший дело в 2019 году, решил, что смысла в допросе этого специалиста не было.
Допрос проходит напряжённо, специалист огрызается с подсудимыми, уходит от прямых ответов, и отвечает вопросами на вопрос. Судья Семёнова при этом сообщила, что у специалиста есть право задавать вопросы подсудимым при даче показаний.
Сейчас на скамье подсудимых по делу ЛРТ находятся девять человек: пятеро выступают в суде из СИЗО (экс-начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашид Аманжулов, экс-секретарь маслихата Астаны Жанат Нурпеисов, бывший руководитель компании «Нур-Трейд» Улугбек Ачилов, экс-директор субподрядной организации ТОО НПФ «Геобур» Тимур Касабаев, экс-руководитель ТОО Rimteks Дулат Мусенов – Прим. ред.). Бывший председатель правления АО «Astana Innovations» Талгат Ашим и экс-владелец компании «Аркан про» Даурен Абдыхамитов находятся под домашним арестом, а руководитель ТОО «LRT» Талгат Ардан и экс-замакима столицы Канат Султанбеков объявлены в международный розыск.
Строительство ЛРТ в столице началось в 2011 году, однако так и не было завершено. Астанчане давно прозвали недостроенное наземное метро «памятником коррупции». В своём январском обращении народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что «ЛРТ превратился в серьёзную проблему, который вредит репутации страны. Проект изначально был ошибочным и с запахом коррупции».
В мае 2021 года суд вынес приговор по делу «Астана LRT». Семерым фигурантам дали от семи до 10 лет колонии. Затем городской суд отменил приговор. Дело вернули прокурору для устранения существенных нарушений, препятствующих назначению главного судебного разбирательства.
По версии следствия, при строительстве LRT были похищены 5,8 млрд тенге. Экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков и бывший председатель правления «Астана LRT» Талгат Ардан считаются организаторами преступления. Оба находятся в международном розыске. По последним данным, Ардан скрывается в Турции, Султанбеков – в США.
Мы в социальных сетях