Адвокат Дина Сарсенова предложила акимату Астаны и компании City Transportation system отказаться от своих исковых требований по делу «Астана ЛРТ». Дело в том, что якобы похищенные деньги (по иску это 5,8 млрд тенге) компания Астана ЛРТ перечисляла иностранным компаниям (генеральный подрядчик), которых почему-то не привлекли к ответственности, передает автор ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых. Более того, потерпевшие в суде прямо заявляют, что на данный момент у них нет никаких претензий к компаниям «SYSTRA», «TIPSA» и «Бюро Веритас».
При этом представители потерпевшей стороны в иске к чиновникам средней руки, проектировщикам и директорам субподрядных организаций (всего 9 человек) заявляют, что работы по проекту не были выполнены. Это и послужило причиной для открытия уголовного дела, в результате которого 5 человек уже более трех лет содержатся под стражей, двое находятся на домашнем аресте, а еще двое объявлены в международный розыск.
В психиатрии позицию потерпевшей стороны вполне могли бы охарактеризовать как биполярное расстройство или раздвоение личности. В итоге защита задает вполне логичный вопрос: «если у City Transportation system (бывшая ТОО «Астана ЛРТ») нет претензий к своим главным подрядчикам, то почему они предъявляют иск к третьим лицам?
— Вы в этом процессе все время ссылаетесь на аудиторскую проверку, заключение специалиста Ныгметжановой и говорите, что работы не выполнены. Вообще ничего не выполнено. Почему вы не направили претензии иностранным компаниям, потому что они не выполнили свои работы согласно договору? – спросила представителя потерпевшей стороны адвокат Жазира Жаншуакова.
— Потому что это только недавно было выяснено. Почему мы сейчас с вами здесь собрались, — ответила ей представитель CTS Эльвира Шералы.
— Но иностранных компаний здесь нет. И это было не недавно выяснено. Уже 3 года люди сидят под арестом. Почему вы не направили претензии иностранным компаниям. Если не можете пояснить, так и скажите, что не можете, — уточнила адвокат.
— Да, я затрудняюсь ответить, — призналась представитель компании City Transportation system.
Один из подсудимых, бывший директор ТОО «Геобур» Тимур Касабаев, в свою очередь, обратил внимание суда, что не трудился на компанию «Астана ЛРТ» напрямую, а работал на иностранную компанию. Он выполнял лишь часть работ по проекту. Свои обязательства он выполнил, и даже сэкономил генеральному подрядчику деньги. Тем не менее, ему не выплатили 51 млн тенге за проделанную работу. В итоге, его компания обанкротилась, и он еще остался должен налоговому комитету и своим сотрудникам.
Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Антикор оценил свободу подозреваемых в 15 млн тенге
— Если у вас нет претензий к компании TIPSA, то какие претензии по иску ко мне, как к компании «Геобур», которая была субподрядной организацией иностранной компании? Мы выполняли работы вместе с TIPSA, четыре раздела. И претензий от иностранцев ко мне не было? – спросил Касабаев.
— Сейчас к ним претензий нет, потому что дело в отношении них расследуется отдельно, — ответила ему Шералы.
— Ну, значит, когда вы будете расследовать дело в отношении них, зовите меня, если у вас к ним нет претензий. Почему вы привлекаете субподрядную организацию, а к заказчику моему у вас нет претензий? – продолжил Касабаев. – Вы говорите, что у вас нет к ним претензий, значит, вы подтверждаете, что они выполнили свою работу. А я работал на них, соответственно, я тоже свою работу выполнил. Так почему вы мне предъявляете иск?
Представители потерпевшей стороны смогли ответить лишь, что претензий к иностранцам у них нет только на данный момент. Но когда следствие расследует дело в отношении них, и найдет представителей этих компаний, претензии могут появиться. Так что привлечение Касабаева, это некая превентивная мера. Да и вообще, как отметил сотрудник City Transportation system Мукажанов, Касабаева обвиняют в обналичивании денег, полученных с проекта. К слову, подсудимый не отрицает, что занимался обналом с целью ухода от налогов.
Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Знают ли иностранные компании, в чем их обвиняют?
Судя по заявлениям, сделанным в суде, следствие не торопится с расследованием дела в отношении иностранных компаний. Так, например, турецкая компания «Бюро Веритас», занималась техническим надзором за проектами ЛРТ, БРТ, ИТС. В обвинительном акте прокурор настаивает, что представители этой фирмы помогали подсудимым похищать бюджетные деньги. Офисы этой компании находятся в Алматы и Астане. Так что следствию ничего не мешает провести с ними оперативные мероприятия, или хотя бы допросить. Но сделано этого до сих пор не было.
Подсудимые считают, что прокурор и потерпевшие просто хотят «повесить» на гражданских лиц весь долг иностранцев (хотя в целом подсудимые утверждают, что хищений на этой стадии вообще не было). Ведь даже тот факт, что им предъявили всю сумму перечисленных иностранцам денег, говорит о том, что взыскивать средства с компаний SYSTRA, TIPSA, и «Бюро Веритас» — не будут.
— Вы вообще собираетесь взыскивать средства с иностранных компаний? Сейчас получается, что я должен сам идти к моему заказчику и говорить, что «на меня «повесили» ваш иск», и я должен выпрашивать у них сумму. Так? – спросил Тимур Касабаев.
— В отношении них рассматривается дело отдельно. Их поисками занимаются органы следствия, – ответила ему представитель компании City Transportation system Эльвира Шералы.
— Но если вы обвиняете нас в хищении и растрате денег, что суммы были якобы завышены. И собираетесь эту сумму на нас «повесить», другого слова я не нахожу. Если ваш иск сейчас удовлетворят, что вы будете брать с иностранцев? Вы, получается, их искать не собираетесь? – уточнил вопрос Касабаев.
— Их поисками занимаются органы следствия, — снова повторила ему Шералы.
— А если их найдут, какой иск будете им предъявлять?
— Ну как найдут, тогда может быть и предъявим. Но этого факта пока нет, я не могу ничего прокомментировать, — ответила женщина.
Ближе к концу судебного заседания, которое шло весь день, Эльвира Шералы все же конкретизировала, что в случае привлечения иностранных подрядчиков к ответственности, им будет предъявлен иск «в регрессном порядке». А это значит, что деньги с них должны будут взыскивать чиновники средней руки, проектировщики и директора субподрядных компаний, которым уже сейчас грозит до 12 лет тюрьмы и гражданский иск на 5,8 млрд тенге.
Судебные заседания продолжаются. Представителей потерпевших допрашивали с 5 октября и закончили только 13-го. Теперь в суде выступят сами подсудимые.
Мы в социальных сетях